Итак, первый (разведывательный) выезд в Южную Осетию по скитур и бэккантри состоялся. Остались смешанные чувства, и не все ожидания оправдались, и не все было сделано правильно. Но это было впервые, и ошибки были неизбежны, так как туризма в тех краях нет и, мне кажется, особо не было.

Встреча в аэропорту и проезд через таможню РФ прошли без сюрпризов, но далее, когда мы проехали Рокский тоннель через Кавказский хребет выяснилось, что произошло небольшое недопонимание с вопросами прохода границы для граждан Беларуси. Четыре часа три упертых туриста и водитель Алан терпеливо ждали разрешения вопроса. Пограничники уже собирались пристроить нас в домик в селе Верхний Рук и привезти «согревающего» и еды – гостеприимство даже тут! Но к ужину мы уже сидели за столом в селе Швацала (Кударское ущелье) и ели три пирога.

По дороге отметили, что снега практически нет, хотя обычно в марте в этих краях с ним проблем не бывает.

Утром ребята с гидами ушли в ущелье Лет оценивать масштаб бесснежной трагедии.

Поднявшись под дождем и жиденьким снегом с 1660 до 2560 м над уровнем моря паудера не обнаружили. Видимость оставляла желать лучшего.

Корреспондент сделалась администратором, и поехала в Цхинвал решать бумажные вопросы. Оформив гостевые визы было принято решение сделать, на всякий, случай пропуск в полузаброшенное село Коз. В программе этого не было, но ребята, спустившись, разочарованные состоянием снега и погодой (туман, дождь внизу, крупа сверху, ветер) согласились пойти через перевал в Коз, так как ходить в тумане в запланированном районе не имело смысла. Да и было не безопасно.

На следующий день мы погрузили лыжи/доски и рюкзаки в УАЗик, а сами двинули пешком от Кирова в Коз.

Немного о местечке. Село отрезано от России перевалом Мамиссон, от Квайсы (Южная Осетия) идет дорога, которая закрыта 4-5 месяцев в году. От города Они (Рачия, Грузия) его отделяет граница. Раньше, в мирные временя жизнь села кипела – фермеры ездили в Они на рынок продавать мясо, сыр, мед и прочее. В трех частях села (Нижнее, Среднее, Верхнее) было две школы и около 50ти дворов.

Погода была чудесная – шел дождь, наверху мокрый снег, под ногами была грязь всех возможных цветов, а вокруг чудесный пихтово/чинаровый лес. Наш помощник Эдик в УАЗике периодически «подбадривал» пешеходов аракой и хлебом. К вечеру мы пришли в средний Коз. Там долго решали, где в итоге остановиться – в верхнем Козе (где снег) или в среднем Козе (где родственники Эдика). К сожалению, мы остановились в среднем Козе, откуда еще около 6 км до места «старта».

Гостей не видели всю зиму, так что все среднее и верхнее село было в курсе нашего визита. Отмечали….

Еще в этот день, точнее ночью, администратором был объявлен сухой закон и запрет на араку из рога.

День второй в Козе. В неполном составе после веселой ночи, участники выдвинулись в Верхний Коз на УАЗике. Подъем начали от крайнего дома в ущелье с высоты 1590 м. Шли по лесу (длительный подход) и заметили кулуар с хорошим лавинным выносом – значит, наверху есть снег. Вообще-то шли за скитуром, но не удержались и затропили в лоб.

Снизу он казался вполне достижимым, но на деле, по мере подъема по нему, горизонт бесконечно смещался вперед и вперед. Наверху ребят ждал уютный и живописный северный цирк с хорошим выбором линий.

На высоте 2440 м начали спуск. Итог – открыт кулуар Карина (суровый).

День третий в Коз. Выйдя от того же крайнего дома ребята заскитурили по маршруту, примеченному сверху из цирка днем ранее. Подход оказался немного длиннее. Начало тоже лесное, далее широченный комфортный кулуар, по которому и спустились.

Почти весь путь можно было пройти на лыжах, но один из лавинных выносов всё же вынудил выстегнуться и прыгать по нему вверх, словно веселая антилопа.

Видимость в этот день была так себе. Погода портилась перед мощным снегопадом. Во второй половине дня наверху пошел снег, а внизу сильнейший ливень.

Итог дня – открыт кулуар Аракийский (комфортный). Перепад высоты 1 км до отметки 2636 м.

Вечером часть участников экспедиции с администратором двинулись на полуживом УАЗике со снаряжением обратно в Швацалу, а часть остались в среднем Коз ночевать. Продолжать исследовать поля и кулуары Коз было уже невозможно. Да и пора и честь знать – нас там не ждали. После долгой зимы хозяева доставали последние припасы, а еще только март, который потом показал себя во всей красе.

На перевале в Квайсу валил мокрый снег. К ночи резко похолодало, ливень превратился в шикарнейший снегопад уже на высоте 1540м. Швацальская грязюка покрылась сугробами. Под утро начался сильный ветер.

Часов в семь-восемь утра Эдик отправил в Коз сообщение с командой выдвигаться к перевалу и не ждать его на УАЗике, ибо снега насыпало прилично, и он продолжал сыпать да еще и с ветром, а идти на встречу. Правда, дошла информация до ребят только часов в 10. По дороге ребята встретили УАЗик, который, поехал таки в Коз эвакуировать небольшую группу гостей из Владикавказа, и решили идти до Кирова пешком.

Два участника экспедиции поехали в цивилизацию осматривать город Квайса. Туристы тут чудо чудное. Прогулялись по Квайсе под сопровождающие взгляды из окон. Правда недолго. Нас подобрал веселый мужичок и отвез домой, проведя по дороге экскурсию, попивая активно пивасик.

Вечером все воссоединились в Швацале за столом с пирогами.

В последний день, когда мы еще могли куда-либо сходить в Лет от турбазы, ветер со снегом продолжался. Распогодилось только к обеду, но температура сильно упала и ветер не ослабевал. Мы снова переиначили программу и решили поехать в Цхинвал. Есть там скромненькое местечко с отменными хинкали. Рядом с чудесной хинкальной открылся музей, куда мы тоже зашли и случайно попали в сюжет для Вестей (Россия).

Вечером нас ждал прощальный ужин с вкуснейшими, как всегда пирогами и домашним вином. За столом велись разговоры о возвращении и летом и зимой. Многое не сходили и многое не увидели из-за погоды, которая над нами пошутила. Но уж с ней ничего не поделаешь. Весна с цветами и дождями ушла и вернулась настоящая зима с добрым количеством качественного снега, как бы показывая, что было бы если бы)))

На этом все.

Из плюсов:

  1. Горы безумно красивые. Регион потрясающий. Ходить не переходить и зимой и летом. Снега в целом много.
  2. Все службы (пограничники, полиция, КГБ) хоть и видят в туристах диковинку, но предельно вежливые. Два раза пытались накормить и напоить). А полиция даже хотела предоставить гостиничные услуги в Квайсе )))
  3. Пограничники сделали пропуска в погранзону за два часа. Даже иностранным гражданам (Беларусь). Это очень быстро. Для сравнения, иностранцам у нас в Балкарии пропуска делают около 2х месяцев.
  4. Человек ради гостя может сделать все что угодно. Иногда это даже пугает, ибо в ущерб себе.

Из минусов:

  1. Жить лучше все же подальше от населенных пунктов. Традиции это застолье. Любое застолье это арака. Арака рекой. Море араки. 300 литровые бочки араки в каждом доме. Это может нарушить планы любого утреннего выхода и расстроить взаимопонимание между туристами и местным населением. Вывод – селиться в охотничьих домиках или турбазах и забрасывать свою еду, дабы не вмешиваться в жизнь закрытого сообщества.
  2. Пока что нет ориентированности на туристов. К примеру, изменение маршрута может повлечь за собой скандал. См. пункт первый – меньше контактов, больше свободы действий. Но кому-то это может показаться особенностью национального колорита и из списка минусов такие люди могут исключить этот пункт.

 

Источник: Trip2Caucasus

Наверх