Информационная война… На первый взгляд звучит не так страшно, хоть и содержит всеразрушающее слово «война». Но, между тем, именно она нанесла большой урон не только Южной Осетии, но и дружественным ей странам, и, в частности, России. Мы все прекрасно помним отлично спланированную информационную войну, которая начала свое негативное воздействие гораздо раньше, чем развязались крупномасштабные вооруженные действия Грузии, направленные на уничтожение народа Южной Осетии.

В это же время на международной информационной арене разыгрались нешуточные бои в плане доказывания «правды» всему мировому сообществу. И прав был американский политик, отмечая, что «первая жертва войны — правда». Именно это и случилось в августе 2008 года.

Искусство обмана

Исказить информацию – легко, но так, чтобы этому поверил весь мир, думаю – это искусство. И стоит признать, что на начальных этапах Запад в полной мере воспользовался этим искусством. Но в том и состоит сила правды, что ее невозможно ни скрыть, ни уничтожить.

Свет правды начал пробиваться сквозь изящно и хитро расставленные западными политиками и ангажированными СМИ маскировочные сети, когда появились сообщения о реальном положении дел со стороны России, Южной Осетии и Абхазии, подтвержденные независимыми экспертами из разных стран. Именно тогда у мирового сообщества впервые возникли сомнения. А где сомнение, там и до правды недалеко. И тому появилось множество доказательств. Даже голливудский фильм «5 дней в августе» с отличными спецэффектами в большой мере сыграл против самих же «заказчиков». Целенаправленно созданный для того, чтобы убедить население разных стран в том, что злонамеренная Россия напала на безоружную Грузию, он, напротив, заставил многих задуматься – так ли все однозначно?

Критик Джошуа Фауст в рецензии для одного из старейших и наиболее респектабельных литературных журналов США «The Atlant» отмечает, что в фильме отсутствует какая бы то ни было честность, нейтральность и баланс, и «фильм стоит воспринимать исключительно как развлечение, а не информацию о произошедших событиях». Также в своей статье он напоминает о спровоцированных грузинским руководством беспорядках в Абхазии в 1989 году, и о том, что до 1921 года и Абхазия, и Южная Осетия обладали собственным языком и в состав Грузии не входили.

В свою очередь, Джонатан Сандерс, долгие годы работавший репортером телеканала CBS в Москве, назвал фильм «воплощением откровенно заказного антироссийского и антиосетинского кино».

Но, к сожалению, были и те, которые восприняли его как художественно-документальный фильм о том, что «бедная» Грузия подверглась жестоким нападкам со стороны осетинских и абхазских боевиков вместе с «95% всех действующих вооруженных сил России».

Первый раз этот фильм я увидела в лэптопе подруги из Ботсваны. Мне не понадобилось много времени, чтобы привести ей логические доводы того, что это – ложь чистой воды. Она еще сильнее уверилась в праведности моих слов, когда сама приехала в Северную Осетию-Аланию.

Но, кто его знает, сколько таких чистых сердцем и падких на умело созданные драматические эффекты молодых людей, никем не переубежденных, попались в эту ловушку искаженной информации, щедро подаваемую западными и грузинскими СМИ?

Информационная война продолжается

В очередную годовщину военной агрессии Грузии против Южной Осетии интернет пространство продолжает рябить сообщениями о чуть ли не геноциде этнических грузин, когда на их территорию вторглись осетины и абхазы. Западные СМИ, хоть и немного с ленцой, но действуют по инерции, говоря о бесчеловечности действий Южной Осетии и Абхазии, а также России в августе 2008-го против мирных жителей Грузии.

Невольно задаешься вопросом: почему демократический Запад, к примеру, в лице Европейского союза независимых журналистов, продолжает освещать все так однобоко и безобразно, не показывая ни одного свидетельства из первых уст со стороны жителей Южной Осетии и Абхазии?

Запад с ее пресловутой свободой слова за несколько дней показал нам, чего он стоит на самом деле. Не замечая очевидной правды, опровергая свои же устои, он представил Грузию в качестве невинной жертвы и настроил и без того нелояльное мировое сообщество против России, указав ее в качестве виновницы всех проблем.

Конечно, какое дело ему было до простых осетин и абхаз, вынужденных ценою своих собственных жизней отстаивать права и свободы, закрепленные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

Мировому сообществу было наплевать на то, что никакой ядерной бомбы у Южной Осетии нет, что жители республики – дети, женщины, старики – попросту не принимаются за людей: их свободно переезжают гусеницами, давят, расстреливают с особой жестокостью, забрасывают в убежища снаряды, обстреливают больницу с умирающими. Никому не было до этого дела… Кроме России…

Где друг, а где враг?

О том, что настала эпоха гибридных войн и их нужно воспринимать как данность, говорят многие.

Но разве мы должны смириться с этим? Для чего мы отстаивали свои исконные права? Лишь для того, чтобы их потом извратили и исказили? Как оставить на откуп нашим недругам опусы, сделанные по принципу: «город Цхинвал можно превратить в город Гори, иногда и Поти, почему бы и нет?! Можно показать всем кадры разрушенного города. И не важно, что это город — Цхинвал. И не важно, что эти люди – осетины, а вовсе не грузины… Как захочу, так и будет. И никто нам ничего не докажет. Наше «западное» слово важнее и вернее всех остальных».

При обсуждении событий в Цхинвале в августе 2008 года в Совете безопасности ООН складывалось такое ощущение, что сидящие там люди просто прибыли из другой планеты (хотя, если честно, у меня есть надежда, что «жители» других планет были бы более объективными).

И только лишь многоуважаемый Виталий Чуркин, постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций, со свойственным ему исключительным дипломатическим подходом, отстаивал права граждан Южной Осетии. Он внес огромный вклад в освещение реальных событий, происходящих в августе 2008-го. Имя Виталия Чуркина отныне вписано золотыми буквами в новейшую историю Республики Южная Осетия.

Но между тем, что мешало всем остальным так называемым блюстителям порядка, защищающим права феминисток и других меньшинств, самолично приехать и увидеть бедствующий Цхинвал? Но, как оказалось, эта организация была также ангажирована западными «заказчиками музыки», как и все остальные.

Если и находился такой человек, который отваживался сказать правду о событиях августа 2008 года в западных СМИ, то ему тут же затыкали рот или же он вовсе объявлялся российским шпионом. Яркий пример тому история с Райаном Гристом, бывшим заместителем главы Цхинвальского офиса Миссии ОБСЕ в Грузии. Он одним из первых официальных представителей международной организации признал, что Грузия являлась агрессором, и что именно она напала на Южную Осетию. Сразу же следом за этим он был объявлен шпионом, работающим против Грузии…

Но когда Россия признала независимость Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, Запад вдруг опять засуетился, защищая территориальную целостность Грузии и обвиняя Россию в нарушении международных правовых норм.

Между тем, и Абхазия, и Южная Осетия по принципу права на самоопределение никогда добровольно не входили в состав Грузии. И это прослеживается на всех этапах исторического пути.

Как выиграть информационную войну?

По словам Ирины Гаглоевой, которая возглавляла Государственный комитет информации и печати республики с 2002 по 2009 годы, а ныне является руководителем Медиа-центра «Ир», информационная война является одной из важнейших, если и вовсе не самой главной составляющей геополитических процессов, происходящих в мире.

«Горячих точек на карте, к сожалению, много, и тенденции к их уменьшению мы не наблюдаем. Это говорит о том, что война как средство для политических манипуляций остается основным механизмом. Но в связи с техническим прогрессом, она еще усилена и информационным компонентом. Естественно, что Южная Осетия, которая оказалась в центре геополитических страстей, тоже испытала на себе влияние механизма информационных войн», — сказала она.

Влияние было весомым, об этом сложно спорить, но… Неужели против этой информационной войны нет оружия? Да, мы выиграли войну за независимость и свободу, но как выиграть информационную войну?

«Против любой войны есть средство борьбы, и против информационной тоже. И это, прежде всего, очень серьезная продуманная, стратегическая, системная, идеолого-пропагандистская работа.

На данном этапе, к сожалению, эта работа практически не ведется. И это создает очень неблагоприятный фон, на котором фальсификаторы политических, исторических процессов совершенно спокойно подняли головы», — отметила руководитель Медиа-центра «Ир».

Прорвать паутину лжи

В свое время Информационному агентству «Рес» приходилось пробиваться с боем сквозь паутину лжи, и в ситуации информационной блокады хоть как-то доносить мировому сообществу информацию о событиях, которые происходили здесь не только в августе 2008-ого, но и в 2004-ом году.

Грузия была подкреплена в информационно-техническом плане куда сильнее Южной Осети, об этом позаботился ее заокеанский патрон. Но нужно отдать должное югоосетинским журналистам, в частности, Госкомитету информации и печати. На скудном оборудовании, в стесненных условиях они работали на пределе возможностей и делали все от них зависящее, чтобы прорвать информационную блокаду.

Победить в информационной войне сложно. Но нужно хотя бы просто адекватно держать удар. «Мне думается, что в период войны Грузии против Южной Осетии это удавалось. Собственно говоря, Комитет информации и печати и был создан для этой цели и внес свой определенный клад в дело прорыва информационной блокады», — отметила Ирина Гаглоева.

И сегодня необходимость отражать удары информационной войны не исчезла, а наоборот – усилилась.

Нужны системность и выверенная информационная политика

Противостояние может быть выиграно, но только благодаря выверенным действиям, отлично проработанному плану и отлаженной информационной системе. Реорганизация в Государственном комитете информации и печати поможет решить эту задачу.

В Южной Осетии появляется все больше информационных ресурсов. Созданные сравнительно недавно Международное информационное агентство «Южная Осетия сегодня» и Международный аналитический журнал «Республика Южная Осетия» способствуют укреплению сферы СМИ. Но, безусловно, республика нуждается и в независимых СМИ, которые, в свою очередь, укрепят информационное поле республики и смогут объективно отображать различные точки зрения, а также привлекать к работе независимых экспертов, способных отражать нападки со стороны тех, кто зарабатывает, строя свою работу на заведомо ложной информации.

Инна Кочиева

 

Наверх