За относительно небольшой отрезок новейшей истории у нас накопился богатый опыт организации и проведения плебисцитов. В Южной Осетии с 1990 года по сей день было проведено шесть выборов Парламента, шесть выборов Президента и пять референдумов, включая и референдум СССР. Причем, отрадно отметить, что Южная Осетия явно не та страна, где фальсификациями и махинациями можно чего-то добиться. Дело в том, что за столько времени уже не только государственные чиновники, но и большинство рядовых избирателей знают выборное законодательство достаточно хорошо. Они сразу же понимают, законны или нет те или иные методы, формы и приемы предвыборной борьбы.

На достаточно высокий уровень организации и проведения голосования традиционно указывают как российские, так и иностранные наблюдатели и журналисты. Уже многие иностранные друзья неоднократно выражали намерение предложить некоторые наши ноу-хау в своих странах.

Среди них на первом месте называют порядок проставления подписей представителей кандидатов или политических партий на обратной стороне бюллетеня для голосования, уже выданного избирателю, прежде чем тот отметит, за кого голосует, и опустит его в урну.

Такой нехитрый на первый взгляд приёмчик на самом деле служит непреодолимым барьером для наиболее распространенного нарушения, который называется «вброс». Это нарушение предполагает, что посторонние лица (не избиратели) вбрасывают сразу множество бюллетеней с заранее проставленной отметкой напротив «нужного» кандидата или партии.

А в случае использования югоосетинского ноу-хау данное нарушение уже является невозможным (и бессмысленным), потому что бюллетень, в котором отсутствует подпись даже одного представителя, является недействительной.

Этот и другие барьеры на пути нарушений делают выборы в Южной Осетии, как и выборную систему в целом, прозрачными, а их итоги — более объективными, чем, если бы их не было.

Инал Плиев 

Наверх