В 8-ми республиках СКФО 80 волонтёров в течение двух недель приводили в порядок исторические и культурные достопримечательности. Многие из них открыли для себя совершенно новый, незнакомый Кавказ. Так завершился проект «Маяки дружбы. Башни Кавказа».

Началось всё с башен. В прошлом году в Ингушетии и Северной Осетии молодёжь из Московской области вместе с осетинами и ингушами помогала реставраторам, строителям, историкам и археологам восстанавливать древние башни, которые и стали маяками дружбы. Они собрали вокруг себя много хороших людей. Работая, так сдружились, что в этом году решили всё повторить, только в других масштабах.

«В четыре раза увеличилось и количество участников проекта, и количество регионов, которые охватывает проект, — рассказал автор и руководитель проекта Руслан Гусаров (Москва).  – В прошлом году у нас было всего 20 человек и 2 региона, а в этом году – 40 волонтёров из Москвы и области и столько же  из республик Северного Кавказа. Они трудились, отдыхали, знакомились с Дагестаном, Чечнёй, Ингушетией, РСО-А, КБР, КЧР, Адыгеей и Южной Осетией. Все остались очень довольны. Об этом можно судить по многочисленным записям и постам в соцсетях. А какие трогательные строки они писали в своих дневниках! Ведение интернет-дневников, где участники описывали весь свой день — куда ездили, что делали, с кем знакомились, — было обязательным условием. Эти записи доступны всем на портале. Чтоб другие тоже могли увидеть, как прекрасен этот край. Поводом для создания проекта как раз и послужил тот факт, что москвичи, например, мало что знают о жизни в других регионах нашей огромной страны. Мы как-то провели опрос среди студентов нашего вуза (Гусаров работал проректором Государственного университета управления (Москва). – прим. ред.). Результат неприятно удивил. Начать знакомить молодых представителей разных народов России решили с Кавказа. Дальше будем расширять географию».

«Орлы» и «джигиты»

В просветительско-трудовой экспедиции участвовали 4 отряда, в каждом – по 20 человек. 10 из них – москвичи, 10 – кавказцы. Причём если отряд одну неделю работал, например, в Дагестане, а вторую в Южной Осетии, то в его состав и входили 5 дагестанцев и столько же югоосетин. Молодёжь принимающих сторон в своих республиках выступала гидами.

Итак, отряды разбились на региональные пары: «Горцы» работали в Дагестане и Южной Осетии; «Джигиты» — в Чечне и Карачаево-Черкесии; «Орлы» — в Ингушетии и Кабардино-Балкарии; «Кунаки» побывали в Адыгее и Северной Осетии-Алании.

Две недели они проводили  «субботник на выезде», восстанавливая кавказские памятники истории и культуры: знаменитые сигнальные, боевые и жилые башни, крепости, древние христианские храмы.

«Такой проект очень важен для Кавказа, он сближает нас, — уверен куратор всероссийского студенческого корпуса спасателей в Чеченской Республике Максим Бугаев. — Работали ребята на двух объектах – это древний город Хой и крепость Кезеной. От города остались только руины. А когда-то это было процветающее поселение. Удивительно, но дома, которые здесь находятся, были построены из камня без капли цемента или другого строительного раствора. Сейчас это излюбленное место туристов. Люди после себя часто оставляют мусор, вот и наводили мы порядок. Но  кроме работы, мы организовали для ребят интересные встречи, мастер-класс по лезгинке, познакомили с национальной кухней, устроили  отдых на легендарном озере Кезеной-Ам».

Каждый день состоял из двух частей: трудовой и познавательно-просветительской. В первой половине дня участники проекта работали на объекте, вели вспомогательные работы под руководством специалистов. А после обеда знакомились с местной культурой, изучали историю и жизнь республик, встречались с интересными людьми. В Чечне, например, волонтёры узнали много интересного и нового о культуре  и истории республики  из рассказов членов научно-исследовательской экспедиции «Неизвестная Чечня», среди которых выдающиеся историки, археологи, политологи и писатели. В Кабардино-Балкарии побывали на целебном горячем источнике Аушигер. В Южной Осетии  молодёжь угощали традиционными осетинскими пирогами

В Карачаево-Черкесии ребята узнали, что первые христианские храмы появились здесь почти за сотню лет до крещения Руси.

«Мы познакомили молодёжь с нашим заповедником, с древними храмами, они увидели обсерваторию, — говорит директор Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника Умар Эльканов. —  Всё это очень важно и нужно. Проект связывает народы, сближает. Молодёжи было очень интересно, как здесь появилось христианство, кто такие аланы и куда они делись, была ли действительно страшная эпидемия чумы в этих горах».

«Ещё не уехали, а хочется вернуться»

Что может быть лучше гор? Оказалось, дружба и общение с интересными людьми.

«Все утро работали на объекте, расчистили несколько дворов от травы, подбирали камни с дорожек, — пишет в своём дневнике о Чечне москвичка, волонтёр отряда «Горцы» Инесса Лебедева. — Было жарко, все устали, поэтому очень обрадовались предложению искупаться на ближайшем озере Кезеной-ам. Оно нереальное. Вода прозрачная, прохладная. Девочки купаются в футболках и шортах. Для московских участников это непривычно, но местные обычаи нужно соблюдать.  Перед ужином у нас состоялась беседа с Дебировым Хуссейном, главой посёлка Хой. Он очень интересно рассказывал об истории посёлка, традициях и обычаях чеченского народа. Чем больше общаемся с местными жителями, тем больше понимаю, что все мои представления об этом народе и этой республике были стереотипами, навязанными. Это очень добрые, открытые люди, ранимые, отзывчивые, интересные. Тут совсем не страшно. Очень красиво. Мы ещё не уехали, а уже хочется вернуться».

«Начали работу на родовой башне Мостиевых, жители Стур-Дигора были рады нашему приезду и предлагали помощь. Вообще, Стур-Дигора в переводе на русский означает «село, находящееся на горе, или высокое село». Людей здесь живёт немного, но они очень жизнерадостные и приветливые!» — так о своём знакомстве с Северной Осетией-Аланией написал член отряда «Кунаки» москвич и будущий педиатр Сергей Зихов.

«Этот день я запомню навсегда, сегодня произошло много такого, что перевернуло моё отношение к жизни, дружбе, команде. Я решил сыграть в шашки с участником проекта из КБР: играли одну партию семь часов, никто не хотел сдаваться. И всё это время говорили. После завтрака поехали на башенный комплекс «Кхарт». После обеда пошли на встречу с детьми из оздоровительного лагеря «Аьрзи». Я был в роли ведущего и, как житель Ингушетии, представил ребятам всех участников», — написал руководитель комитета по туризму молодёжного правительства Ингушетии Аслан Албогачиев из группы «Орлы».

Анна Максименко

Наверх