Чуть больше пяти лет назад в центр Киева, на площадь Независимости (по-украински — майдан Незалежности) начались вполне мирные на первых порах события, которые переросли в огни пожаров, вооруженные стычки с правоохранительными органами и в конечном итоге привели к свержению ранее избранной власти.

Сегодня многие средства массовой информации и отдельные политики подводят итоги произошедшей на Украине смены власти. При этом большинство из них берут отдельные направления, сферы. Между тем, жизнь намного многограннее, шире предлагаемых средствами массовой информации рамок. Конечно, невозможно в одной маленькой статье охватить весь спектр произошедших изменений, глубоко проанализировать их причины.

Еще пять лет назад на Украине были немыслимы марши с призывами к убийствам, к повешениям («москалей на ножи», «москаляку – на гиляку»), с портретами Степана Бандеры и его единомышленников, разгромы российских учреждений от банков до посольства, создание сайта с базой данных, фигурантов которой можно безнаказанно убивать, и тем более войну…

Хотя из СССР Украинская Советская Социалистическая Республика вышла вполне промышленно развитым государством, сегодня она считается самой бедной страной Европы, опередив даже Молдову, которая ранее держала эту «почетную» пальму первенства.

Причина такой печальной картины заключается не только в сознательном воровстве совокупного национального богатства отдельными олигархическими семействами, которые могут это делать на совершенно законных основаниях, например, путем повышения тарифов, но и в сознательном и целенаправленно разрыве хозяйственно-экономических связей с Российской Федерацией. Идет работа и над разрывом информационных и человеческих связей. С февраля 2014 года Украина уже ввела санкции против 1228 физических и 468 юридических лиц, среди которых были российские чиновники, политики, руководители предприятий, журналисты, концерн «Алмаз-Антей», Газпромбанк, «Аэрофлот» и т. д.

Власть ставит целью разрыв всех связей с Россией.

В настоящее время на Украине в связи с кампанией за сохранение украинского языка происходит сворачивание образования, теле- и радиовещания на русском языке, принимаются постановления государственных ведомств и местных органов власти, имеющие целью ограничение сферы использования русского языка. Украина запрещает преподавание на русском языке начиная с пятого класса, а в 2020 году обучение на русском языке прекратится совсем.

Введены ограничения на занятие государственных должностей для лиц, имеющих родственников в России, в Крыму. Руководителям предприятий и организаций давно указание проинформировать подчиненных, студентов и учащихся о негативном отношении к посещению храмов Украинской Православной церкви Московской Патриархии. Идеологическая сфера наращивает усилия по убеждению все большего числа граждан Украины, что во всех их бедах виновата Россия. Постепенно разрушается дружественные, родственные, производственные, экономические связи. Украиной уже официально разорван Договор о дружбе и сотрудничестве. Разрыв хозяйственных связей больно бьет по нашей экономике, но для украинской экономики он поистине фатален. Так, несмотря на то, что свержение власти Януковича произошло во многом под лозунгом евроассоциации, улучшения состояния экономики и повышения уровня жизни, на самом деле только за первые два года после Майдана экономика Украины обрушилась на 20%, национальная валюта обесценилась в 3 раза, цены на товары и услуги выросли почти в 2 раза, тарифы на газ для населения выросли в 11 раз, на отопление – в 5,5 раза, электроэнергию – в 4 раза. Рекордными темпами росла трудовая эмиграция: по официальным данным, с Украины выехало до 10 миллионов человек…

Помимо этого, производство угля упало в  2, 5 раза, в два раза сократилась и средняя заработная плата – с приблизительно 500 долларов США в 2013 году – до 250 долларов в 2018.

Весной 2017 года украинский президент Петр Порошенко ввел в действие ограничительные меры в отношении пяти банков с российским госкапиталом, работающих на рынке Украины. Санкции сроком на год коснулись Сбербанка, «VS Bank», Проминвестбанка, ВТБ Банка и БМ Банка.

В том же году Украина также ввела санкции в отношении российских компаний интернет- и медиаотрасли, таких как Mail.ru Group, «Яндекс», «ВКонтакте» и «Одноклассники». Также под ограничительные меры подпал ряд российских СМИ: медиахолдинг РБК, «Звезда», «ТНТ», «Москва Медиа», «Россия сегодня» (РИА «Новости»), «Наше радио», «НТВ-Плюс», НТВ, «Первый канал», «Россия-24», «РТР-Планета», а также производители антивирусного программного обеспечения «Лаборатория Касперского», «Доктор Веб» и поставщики популярных ERP-систем ООО «1С», ООО «Корпорация «Парус», ЗАО «Галактика Центр».

Конечно, санкции не могут быть односторонними. Специальные экономические меры в отношении 322 украинских граждан и 68 компаний ввела и Россия[4].

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о запрете на импорт ряда украинских товаров в Россию. Под запрет попал ряд продовольственных товаров: сладости, мучные изделия, пшеница, некоторые виды растительного масла, рыбные и овощные консервы, фруктовые джемы и желе, соки и спиртные напитки.

Также список расширили за счет ряда промышленных товаров. Среди них гравий, щебень, некоторые моющие средства, грелки, бумага и картон, обои, котлы, турбины (за исключением турбин для гражданских воздушных судов), мебель, сельскохозяйственная техника, автомобильные запчасти, провода и кабели, тракторы, прицепы, а также средства женской гигиены.

При этом Россия исходит из необходимости защиты своих интересов. «Украинский народ был и остается братским народом для России, за исключением неудачных представителей этого народа, которые погрязли в националистических и ультранационалистических настроениях», – подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмирий Песков. Он также напомнил слова президента РФ о том, что «граждане Украины страдают из-за той политики, которую проводит руководство Украины, из-за тех авантюрных действий, в которые граждане Украины были втянуты на юго-востоке страны».

Печально, что санкции Украины коснулись тех российских коммерческих и производственных организаций, работа которых приносила неплохую прибыль и Украине в целом, и украинским гражданам, которые были задействованы в реализации совместных проектов.

Но самый печальный итог правления прозападных сил на Украине – развязанная на востоке страны война, которая привела к провозглашению Донецкой и Луганской народных республик. Власть Януковича, который был объявлен диктатором и свергнут, не решилась на применение армии против протестующих, захвативших административные здания и сопротивляющихся требованиям правоохранительных органов. А пришедшая ей на смену майданная власть под тем же предлогом бросила армию против населения. Но не зря говорится: армия стреляет в свой народ только один раз, второй выстрел она делает в чужой народ. Таким образом была развязана братоубийственная война. Первая война на всей территории  бывшего СССР, в которой обе конфликтующие стороны говорят на одном языке.

Большинство народа Украины даже в условиях непрекращающихся боевых действий на Донбассе (что официальной пропагандой преподносится как война между Россией и Украиной) желает хороших отношений с Россией. Однако у него нет реальных, силовых рычагов, нет никакого механизма, который бы позволил ему влиять на принимаемые в стране военно-политические решения.

Однако украинские военнослужащие могут ногами «проголосовать» против этих решений, что они и делают. Несмотря на то, что официальный Киев ищет удобного момента для наступления на Донбасс, из Вооруженных сил Украины продолжают массово бежать военнослужащие. В одну из бригад ВСУ даже прибыла группа сотрудников Службы безопасности Украины для выяснения причин массового дезертирства среди бойцов.

Контраст между бедственным положением трудящихся и феерическим ростом роскоши и богатства олигархии на фоне войны и углубляющегося социально-экономического кризиса находит аналогию в нашей недавней истории, в 90-е годы. Однако, к сожалению, тот мрачный исторический период, который мы называем «лихими» или «кровавыми» девяностыми, на Украине затянулся аж на более, чем двадцать лет.

Вообще существует ряд важных закономерностей развития ситуации в некоторых бывших союзных республиках, которым не противоречит и развитие ситуации на Украине. Усилившись, прозападные силы под предлогом стремления к независимости начинают ревизию отношений с Россией. Начинается безудержное поглощение совокупного богатства страны захватившими власть группировками. Уровень жизни населения стремительно падает. Чтобы держать народ в  повиновении, существенно ограничиваются политические свободы.  Этой же цели служат и развязываемые прозападными режимами войны – чтобы держать под рукой постоянный образ врага, на который можно свалить все свои преступления.

Во всех республиках бывшего СССР, по которым прокатились войны, в которых до сих пор существует синдром войны, — это те республики, в которых перечисленные признаки наблюдаются наиболее явственно.

В этих республиках наблюдается паралич правоохранительной и судебной систем, их бутафоризация, как следствие – всплеск преступности и, как уже отмечалось, резкий рост благосостояния немногочисленных властных паразитарных групп. Есть смысл поставить вопрос о внешнем управлении этими республиками, причем – отнюдь не в пользу их народов.

Говоря об итогах пяти лет правления Порошенко, просто бессмысленно приводить какие-то цифры и сравнения даже с худшими годами правления его предшественников, например, Януковича. Понятно и без сравнений конкретных показателей, данных и цифр, что ситуация во всех сферах народного хозяйства, образования и здравоохранения ухудшается с разной степенью стремительности.

Итоги пяти лет, прошедших после Майдана, крайне печальны и плачевны. Происходит дальнейшее размежевание двух братских народов, усиливается обнищание трудящихся масс, углубляется экономический кризис, а на Донбассе продолжают с разной степенью интенсивности идти боевые действия, унося жизни мирных граждан.

В условиях нарастающей военно-политической и экономической конфронтации между Россией и Западом наблюдается все больше признаков того, что Украина, наряду с некоторыми бывшими союзными республиками все больше превращается в плацдарм против России. Даже сказанного достаточно, чтобы глубоко задуматься.

А ведь мы еще даже не коснулись последствий, как выяснилось, поддерживаемого извне религиозного раскола…

Это печальное повествование понадобилось не для того, чтобы позлорадствовать и уязвить Украину, которая и без того находится в бедственном положении. Конечно же, ни о каком злорадстве не может быть и речи, а только о самой искренней боли, потому что на Украине живет братский нам народ, с которым нас связывают радость совместных побед и горечь поражений на славных страницах истории. Нет: из постигшей братский украинский народ трагедии мы должны сделать выводы и извлечь уроки.

Инал Плиев, эксперт-политолог

 

Наверх