«Мы являемся свидетелями того, что нас фактически пытаются лишить нашей этнической истории, и что нашей нерасторопностью мы вольно или невольно потворствуем этому. В последнее время этот вопрос актуализировался в связи с участившимися попытками со стороны некоторых, с позволения сказать, ученых фальсифицировать историю», – об этом в своем Послании к народу и Парламенту 19 февраля 2016 года заявил Президент Южной Осетии Леонид Тибилов.

Причины подобного утверждения главы югоосетинского государства заключаются в ряде мероприятий в одной из северокавказских республик, которые вызвали немало дискуссий как на юге, так и на севере Осетии. В частности, не успели наши соотечественники отойти от споров вокруг открытия «Аланских ворот», как через пару дней появилась новость о будущем памятнике амазонке и аланскому воину.

Стороннему наблюдателю очевиден переизбыток аланской терминологии: «Аланские ворота», площадь «Алания», памятник аланскому войну… И сам по себе назревает вопрос: с какой целью это делается?..

Однако, выясняется весьма занимательная деталь: как оказалось не только народ Осетии претендует на аланское наследие. Разумеется, если покопаться глубже, то желающих окажется гораздо больше, чем можно себе представить, как среди тех, кто имеет к аланской истории косвенное отношение, так и тех, кто собственную «аланизацию» начал сравнительно недавно.

Между тем, доподлинно известно, что современная историческая наука признает в некоторых народностях, «претендующих» на родство с аланами, потомков древних хурритов, некогда населявших обширные области на Кавказе и Ближнем Востоке. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования в области языковедения, археологии, антропологии, топонимии и других областях. «Северокавказские языки и народы являются наследниками хуррито-урартской, может быть даже гораздо шире, хатской, ассирийской, традиций. То есть у них есть свои славные предки, им нужно изучать свои корни, обратиться в ту стороны. Это передняя малая Азия», – прокомментировал в беседе с МИА «Южная Осетия сегодня» доктор филологических наук Юрий Дзиццойты.

Широкое распространение получили совершенно необоснованные и абсурдные по своему содержанию «псевдотеории». Разумеется, причин активной «аланизации» не мало. Как пояснил Юрий Дзиццойты, прославившиеся на весь мир аланы, в свою очередь, являются наследниками скифо-сарматского мира, имеющего богатый историко-культурный потенциал. И желание представителей многих народностей приобщится к этому миру вполне логично. С другой стороны, среди некоторых из них имеет место некий «национальный комплекс», который выражается в том, что осетины нашли себе исторических предков, и они могут проследить историю своей культуры, своего народа с древнейших времен, что подталкивает их к определенным действиям в плане присвоения себе аланского наследия.

Стоит заметить, что курс на освоение аланской истории взяли не только ученые, но и рядовые граждане, которые разворачивают в интернет-пространстве широкую дискуссию за право претендовать на аланское наследие, а также попутно ответить на главный вопрос: «Кто же потомки аланов?».

Самое примечательное, что осетины, как правило, в таких демагогиях активного участия не принимают, и зачастую выступают в виде сторонних наблюдателей за горячими обсуждениями и дележкой «аланства». Ведь давным-давно доказано, что основным островком на земле, сохранившим след древней аланской цивилизации, является Осетия, а осетинский народ – ее единственный и истинный носитель. Не будем приводить фактологические материалы, в которых приводятся неоспоримые доказательства аланского происхождения осетин, основанные на фундаментальных трудах десятков авторитетных историков, этнографов, археологов и др. Их можно найти в любых печатных или электронных материалах официального характера.

Однако, не стоит забывать уроков истории. Ведь как говорил Йозеф Геббельс, ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой. А правда и справедливость в современном мире, где существуют двойные стандарты, – это вещи относительные, исходя из интересов различных сил они могут меняться то в одну, то в другую сторону. И даже сегодня мы сталкиваемся с подобными нелицеприятными заявлениями в лице Международного уголовного суда, прокурор которого Фату Бенсуда уже на начальной стадии расследования поторопилась обвинить осетин в излишней агрессии, а грузин представить несчастными жертвами геноцида. Нам, как говорится, эта картина хорошо знакома, такое же беспринципное искажение фактов западным сообществом наблюдалось и в ходе трагических событий в августе 2008 года.

И августовские события – не единственный случай, когда нам пришлось противостоять экспансии со стороны соседей. На протяжении веков она приобретала не только территориальное, но и культурное значение. Мы получили достаточно весомый посыл, когда нашему народу пришлось ценой огромного количества человеческих жертв отстаивать свое право на существование и национальное самосознание, право на развитие собственного языка, культуры и традиций. Последствия этого противостояния для нас были катастрофическими. Можем ли мы подобные посягательства допускать и в будущем? Ответ очевиден.

И здесь напрашивается вопрос: не пора ли нам предпринять соответствующие шаги по пресечению неприкрытых попыток переписать нашу историю?

В этой связи нельзя не отметить инициативу главы Югоосетинского государства, выражающуюся в намерении внести изменения в название республики и отразить в нем наименование «Алания», которую он еще раз озвучил в ходе своего официального Послания к народу и Парламенту Южной Осетии. Ведь во избежание в будущем аналогичных конфликтных споров, необходимо раз и навсегда поставить окончательную точку в этом историческом вопросе, который в последнее время принимает политический характер.

«Мною было поручено Председателю Правительства Д. С. Кулумбегову всесторонне изучить вопрос и представить по нему конкретные предложения. Знаю, что такая работа активно ведется и находится в стадии завершения. Решение должно быть принято в полном соответствии с требованиями Конституции», – отметил в своем послании Президент.

Отрадно отметить, что данная инициатива встретила широкую поддержку среди всех слоев населения и вызвала всплеск патриотизма и национального духа жителей республики. Были проведены круглые столы с участием историков, политиков и общественных деятелей.

Высказывались различные точки зрения относительно дальнейших шагов в этом направлении, обсуждены перспективы и результаты работы по переименованию страны, а также варианты будущего ее официального названия. В числе основных предлагаются Республика Южная Осетия-Алания, Южная Алания или же просто Алания. У Государственного советника Президента Константина Кочиева особое мнение на этот счет. Он предложил дать республике двойное название по примеру Российской Федерации, где Россия также является официальным называнием страны. В результате этого и «Алания», и «Южная Осетия» могли бы иметь равноценные значения.

Безусловно, проведение подобной работы необходимо. Ведь именно на наш век выпала судьбоносная возможность восстановить справедливость и вернуть нашей Родине историческое название, с которым будут жить будущие поколения. Они нам за это, конечно же, будут благодарны.

Кроме того, как считает Юрий Дзиццойты, необходимо также заниматься разработкой национальной программы по возрождению традиционной осетинской культуры и ее адаптации к современным условиям. «В советское время шла борьба с национальной идеологией, и это нанесло серьезный удар по осетинской культуре и ментальности. Надо ее восстанавливать, но при этом иметь в виду, что жизнь не стоит на одном месте и осетинская культура должна как-то меняться, должна трансформироваться. Но это не должно превращаться в этнографический спектакль, который хорош на сцене, его можно посмотреть один раз, а потом он надоедает. Это должно быть действо, в котором участвуют все члены общества», – убежден он.

Напоследок хочется отметить, что кавказские народы всегда жили бок о бок, исповедуя принципы добрососедства, гостеприимства, чести и порядочности. Это – неотъемлемая часть нашего менталитета, которая всегда располагала к осознанию необходимости мира и стабильности в нашем общем доме под названием Кавказ. Мы с чувством глубокого уважения относимся к братским народам. И можем лишь пожелать им осознания необходимости поступательного развития собственной  богатейшей истории и культуры, которая не будет основана на неприкрытой фальсификации и монополизации чужой истории.

Алана Бекоева

Наверх