10 марта 1889 года родился первый осетинский профессиональный композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств, неутомимый исследователь осетинской музыкальной культуры, видный общественный деятель, основатель Государственного ансамбля песни и танца «Симд» Борис Александрович Галаев.

С именем Галаева связано собирание осетинского музыкального фольклора. В разных ущельях Осетии им были записаны сотни образцов народно-песенного творчества и инструментальных наигрышей, большая часть которых расшифрована и исследована. Научные работы Бориса Александровича открыли первую страницу в изучении осетинского народного музыкального творчества.

Галаев являлся автором вокальных (вокально-инструментальных и хоровых) произведений, созданных на основе осетинского музыкального фольклора. Им было обработано множество народных песен, среди которых «Алло-лай», «Айс æй-аназ æй», «Æфсати» и др., которые вошли в репертуар Государственного ансамбля, а также самодеятельных хоровых кружков. Борис Александрович писал музыку к спектаклям Юго-Осетинского драматического театра им. К.Хетагурова. Ему принадлежит большая заслуга и в воспитании музыкальных кадров Южной Осетии.

С 1931 года Б.А.Галаев жил в Цхинвале, основал здесь музыкальную школу, в которой был и преподавателем, и директором. С 1931-го по 1951 год был дирижером и директором Юго-Осетинского драматического театра им. К.Хетагурова. Борису Александровичу принадлежит заслуга в организации в 1938 году Юго-Осетинского государственного ансамбля песни и пляски «Симд», бессменным художественным руководителем и дирижером которого был до 1952 года. Состав исполнителей ансамбля насчитывал свыше ста человек, включая хор, оркестр национальных инструментов и танцоров. Государственный ансамбль сыграл большую роль в развитии и популяризации музыкального искусства осетинского народа, и в этом была большая заслуга его основателя.

С 1951 по 1959 г. Б.А.Галаев — научный сотрудник Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Н. Ванеева. За годы работы он систематически записывал в районах Осетии осетинскую народную музыку, эти записи послужили основанием для исследовательской работы. Большая часть материалов вошла в монографию композитора «Осетинские народные песни», которая была опубликована в 1964 году в Москве. В монографии автор помимо народных песен, характеризует древние осетинские народные пляски, осетинские народные музыкальные инструменты. Частое общение Б.А. Галаева с народом, носителями музыкальной культуры, изучение на местах быта и нравов осетинского народа, личные наблюдения над песнями, связанными с древнейшими обычаями, народными празднествами позволили Борису Александровичу представить народное музыкальное творчество во всем его многообразии. Его монография была высоко оценена специалистами.

В книге Б.А.Галаева «Осетинские народные песни» дается подробная характеристика народного музыкального искусства осетин. Автор пишет, что осетины подразделяют произведения народного музыкального искусства на три жанровые группы: зарджытæ (песни), хъарджытæ (причитания), и кадджытæ (сказания). Эти три наименования жанров дополняются в народной жанровой терминологии четвертым — кафт (танец), относящимся уже не к пению, а к пляске.

По содержанию народные песни осетин автор делит на: 1. Исторические (о Чермене, Таймуразе); 2.Революционные (Исак Харебов, Антон Дриаев); 3.Героические песни. В этих песнях восхваляются героические подвиги и смерть прославленных героев. Героические песни занимают ведущее место в народном песенном творчестве осетин; 4. Эпические песни, песни о героях нартского эпоса, сказания о нартах, исполняемые певцами соло в сопровождении хъисын-фæндыра; 5. Трудовые песни (рувыны зарæг, хос-гæрдджыты зарæг); 6. Свадебные песни. Эти песни поются исключительно мужчинами в основном в пути следования свадебного кортежа; 7. Застольные песни; 8. Юмористические песни, поются больше за столом; 9. Плясовые песни, сопровождаемые хлопаньем; 10. Любовные песни (чызгайы зарæг); 11. Лирические женские песни (Софияйы зарæг).

В монографии дается нотный материал наиболее популярных народных песен, а также история появления той или иной песни. Более подробно характеризуются мужские хоровые песни. Они поются только мужчинами, без музыкального сопровождения, за исключением некоторых танцевальных песен. Борис Александрович подчеркивает, что одни песни исполняются при любых обстоятельствах, в любое время. Другие же только в определенное время, при определенных обстоятельствах. При любых обстоятельствах исполняются песни о погибших смертью храбрых, а также хоровые песни о мифологических покровителях (Уастырджи, Æфсати и др.).

К традиционным песням, исполняемым только в определенных обстоятельствах, автор относит лирические хоровые песни, сопровождающие земледельческие работы, застольные, а также женские песни.

По наблюдениям Б.А.Галаева, зарæг-песня дополняется либо именем героя, воспеваемого в песне (Чермены зарæг), либо именем воспеваемого в ней мифологического существа (Уастырджи), либо названием места гибели одного или нескольких героев песни (Ручъы фидæртты зарæг), либо наименованием земледельческих работ (рувыны зарæг).

Б.А. Галаеву принадлежит большая заслуга в развитии хоровой культуры в Южной Осетии. По его инициативе создавались хоровые коллективы в Сталинирском педагогическом институте, при Сталинирском Доме культуре, при районных Домах культуры и др. Им создавались оркестры народных музыкальных инструментов, он проводил большую работу по повышению музыкальной грамоты, музыкальной культуры нашей молодежи.

В монографии Б.А.Галаева дается также подробное описание осетинских народных танцев. Автор отмечает, что самые популярные и древнейшие популярные обрядовые пляски осетин «Цоппай» и «Чепена» исполняются только в сопровождении хоровых песен, а «Симд» исполняется и под песню, и под инструментальные плясовые наигрыши. «Симд» — подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства; по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных плясок», — пишет Б.А.Галаев. (Осетинские народные песни. М. 1964. с.43).

А танцы «Хонгæ кафт», «Зилгæ кафт» являются парными с участием мужчины и женщины, имеют разновидности. Они исполняются чаще всего с инструментальным сопровождением. Автор дает описание и старинной пляски «Нæртон симд» (Æттагуæлæ кафт) — пляска в два ряда, один поверх другого. Современная сольная пляска на носках, по мнению Б.А. Галаева, — поздний вид ныне забытой парной мужской пляски на носках с кинжалами. В монографии дается подробное описание народных музыкальных инструментов осетин. К ним относятся: 1. Хъисын фæндыр — струнный смычковый инструмент, сольный, на ней играют мужчины; 2. Дала-фæндыр — струнный щипковый инструмент; 3. Дууадæстæнон фæндыр — двенадцатиструнная арфа; 4. Уадындз — духовой дульцевый инструмент — продольная флейта; 5. Стили — духовой тростевой инструмент; 6.Фидиуæг — духовой мундштучный инструмент, представляющий собой рог быка, барана или тура; 7. Кæрцгæнæн — род трещотки — кастаньет; 8. Ирон кандзалфæндыр (осетинская гармонь). На них играли исключительно женщины. Ценность работы Б.А. Галаева еще в том, что даются иллюстрации певцов, плясок, музыкальных инструментов.

В доме Б.А. Галаева по улице Пушкина можно было увидеть образцы осетинских народных музыкальных инструментов. Двери его дома всегда были открыты для любителей музыки. Сюда приходили не только солисты ансамбля «Симд», но и отдельные представители интеллигенции нашего города. Борис Александрович охотно делился со своими знакомыми, новыми музыкальными произведениями. Он был человеком высокой культуры, весьма общительным, доброжелательным. Ученики Бориса Александровича сегодня руководят хоровыми и танцевальными самодеятельными ансамблями. Его песни звучат на праздниках. Старшее поколение, знавшие его лично, свято хранят память об этом замечательном человеке, большом патриоте своего народа. Пусть и младшее поколение нашего общества знает о его заслугах.

Зинаида Гаглоева, зав. отделом археологии и этнографии ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, заслуженный деятель науки РЮО

 

Наверх