В ночь на среду после Цыппурс (Рождества) в Осетии традиционно отмечают Бынаты Хицауы æхсæв (Ночь Домового). Именно в этот вечер Бынаты æхсаев возносят молитвы, обращенные к Бынаты Хицау. Считается, что в каждом доме обитает свой добрый и злой дух, а хозяин должен умилостивить обоих. Иначе можно накликать беду. В жертву Домовому приносят курицу (желательно черную).

Этому празднику присущ романтичный, в чем-то даже таинственный ритуал. Ритуальную выпечку, напитки и отварное мясо ставили на стол, гасили светильник и выходили на некоторое время из комнаты. Приготовив Домовому угощенье, члены семьи давали ему возможность отведать яства. Затем возвращались в помещение и, прежде чем приступить к трапезе, осматривали еду. Считалось, что ни один кусок жертвенной пищи не должен пропасть. За праздничным столом собирается вся семья, и старший произносит молитву, в которой просит небесные силы о покровительстве близких.

Все это, конечно, связано с поверьями о том, что у каждого дома, каждой семьи есть свой Бынаты Хицауы и нужно заботиться о том, чтобы не разгневать его, дабы семья жила счастливо и в достатке.

Название праздника Бынаты Хицауы уже говорит о его характере. Опасаясь нечистой силы, совершают различные обряды, чтобы она обходила стороной их домочадцев.

Еще в начале ХХ века из ясеневого дерева (кæрзбæлас) в этот день делали обереги в виде шипов или заколок, которые прикрепляли к верхней одежде, головным уборам, дверным и оконным проемам. Они оберегали дом, его обитателей и их хозяйство от воздействия негативной силы.

Бынату Хицау является в большей мере женским божеством, именно к нему обращаются женщины при возникновении проблем, потому что Бынаты Хицау значительно влияет на здоровье и благополучие домочадцев и оберегает их.

Этот праздник отмечают в Осетии по сей день.

 

Наверх