Немного странное ощущение у меня возникает, когда стою близко к памятникам. Словно они стражи вечности, и смотрят на меня. Не взирая на то, что они застыли,  каждый раз возникает ощущение, что их взгляд меняется. Или это всего лишь игра света и моего воображения?..

Искусство – это бесконечная, ярко сияющая пелена, которая укрывает нас от иногда не столь приятной реальности. Вот и эти скульптуры, на которых запечатлены лики древности, или же лики не столь давно ушедших гениев пера и холста, защитников отечества, являются проводником в мир размышлений о вечном, о возвышенном, о пережитых нами временах.

В каждом произведении мы пытаемся найти скрытый смысл, и, как правило, находим. Другой вопрос – прятал ли там автор этот смысл? Возможно и да, возможно и не было у него такой цели.

Как бы то ни было, сегодня речь пойдет о памятниках города. О людях, которые навечно застыли, тем самым показывают нам свою мощь и стойкость перед лицом опасности. Пройдя через мыслимые и немыслимые преграды, мы можем сегодня их лицезреть на улицах Цхинвала. Всем нам известны памятники: основоположнику осетинской литературы и изобразительного искусства, великому Коста Хетагурову, выдающему ученому-филологу, языковеду-иранисту, профессору Васо Абаеву, великому русскому поэту, драматургу и прозаику — Пушкину на одноименной улице.

Хотелось бы поговорить и о других скульптурах. К примеру, о Нарте Батрадзе, который стоит возле здания Правительства. Кстати, у него есть и копия, находится она во внутреннем дворе головного офиса ООО «Мегафон». Об этой скульптуре, его символическом значении, нам рассказал председатель союза художников Тамерлан Цховребов:

«Идея создания, как и сам проект скульптуры Нарта Батрадза, принадлежали мне. Но этот проект мы воплотили вместе с профессиональными скульпторами: Сæрмæтом Зассеевым, Æхсæртæгом Алборовым, Робертом Хубаевым и Аланом Бекоевым.

Мы знаем, что в Осетии у всего есть символическое значение, и эта скульптура не является исключением. Воин – это один из символов государственной власти.

Нарт Батрадз в данном случае предстает в образе воина, готового служить, встать на защиту своего народа. Чашу, которую он держит над головой, является символом божественной власти. То есть, эта чаша – Уацамонгæ, которая нам известна из Нартовских сказаний. Чаша Уацамонгæ была наделена особым даром определять достоинства героев. Кроме того, чаша Уацамонгæ символизирует не только некую божественную власть, но и мудрость, которую пронесли наши предки в течение веков. Скульптура выполнена таким образом, что из чаши должна стекать вода. В данном образе, это символизирует то, что власть работает для своего народа, и, тем самым, растекается по миру «фарн».

Вот такая интересная история, и подобные истории, кроятся за каждым памятником. Даже если, как я уже отметила, в произведении нет скрытого смысла, мы можем его отыскать сами. Выдумать свое предположение того, что может скрываться за, как говорится «каменной стеной», за этими скульптурами.

Инна Кочиева

 

Наверх