О жизни святого Георгия известно весьма мало достоверного, многое противоречиво, но сопоставление разных источников позволяет утверждать, что родился он в древней Каппадокии, ставшей регионом массового туризма современной Турции. Всякий, побывавший там, имеет возможность ознакомиться с катакомбами скрывавшихся от нашествий христиан, с множеством катакомбных церквей, культура которой наложила отпечаток на дальнейшее развитие христианства. Из Каппадокии же происходят и многие из тех, кого причисляют к Отцам церкви. И в Южной Осетии, если поговорить со здешним иеромонахом Серапионом, сохранились следы отправления христианами культа той эпохи, когда богослужение велось стоя на коленях. Так что родился Георгий, скорее всего, в каппадокийской христианской семье во второй половине III века, правда, год рождения неизвестен. Различные спекуляции на этот счёт опускаем.

Вполне вероятно, что Георгий был талантливым военачальником, который, как говорится в апокрифической литературе, со временем дослужился до тысячника или, по-гречески, хилиарха, что соответствовало, вероятно, старшему центуриону. Поклонение святому Георгию в Сирии и общая канва исторических событий позволяет предположить, что он участвовал в сирийском походе Диоклетиана, очистившего в 290 году Сирию от арабов (аравийских бедуинов). В 299 году Диоклетиан вновь прибыл в Северную Сирию, возвращаясь с войсками, шедшими из Персии после войны с нею. Известно, что в тот период он занялся укреплением восточной границы и, вероятно, в силу этого в 303 году мы обнаруживаем Георгия в палестинском Диосполисе или, как он впоследствии назывался, Лидде, что под нынешним Тель-Авивом. В Диосполисе 6 мая (23 апреля по старому стилю) того же года он был казнён за веру в Христа. 303 и 304 годы были временем диоклетиановых гонений на христиан, а погиб Георгий в их самом начале. Это совпало с более продолжительным периодом борьбы с христианством нового для Рима верования — митраизма, имевшего все признаки тайного мужского союза, весьма распространенного в римской армии и вместе с ней распространившегося от Англии до нынешнего Таджикистана. При этом считается, что в Италию митраизм принесли легионеры, служившие в Месопотамии и воспринявшие его от персов. Это молодое верование тогда успешно конкурировало с христианством и, как это нередко случается в подобных ситуациях, вступило с ним в противоборство, а Диоклетиан симпатизировал митраизму, хотя митраисты и называли себя участниками персидских мистерий. И это при том, что персы были врагами римлян. Примеры жестокого искоренения христианства в римской армии известны: помимо Георгия, это — 40 севастийских мучеников-легионеров, перебитых в Себастии (современный город Сивас в Турции) за приверженность к вере, это и покровитель греческого Трапезунта (теперь турецкий Трабзон) святой Евгений, командир в римском легионе в городе Сатале (сейчас одноимённая деревня в турецкой провинции Эрзинджан на развалинах города и стоянки легиона). Есть и другие случаи истребления за веру легионеров-христиан.

Культ почитания святого Георгия возник достаточно рано и широко распространился. Святой почитался католиками и православными, особенно Византией, позднее Англией, Грузией, Литвой, Мальтой, Палестиной, Сербией, другими известными читателю странами. Есть свидетельства о паломничестве к его могиле в Лидде уже в V веке. Византийцы воздвигли над ней храм, разрушенный в 1010 году. Особо святой Георгий почитался крестоносцами, которые, завоевав город в 1099 году, построили рядом с развалинами старого храма новый, разрушенный курдом Салах-ад-Дином в 1191 году, успешным объединителем арабов. Сейчас над развалинами византийской церкви стоит мечеть, а над развалинами церкви крестоносцев греческий православный храм, в крипте которого показывают могилу святого Георгия. Легенда об убийстве им змея и спасении от него девицы (или даже целого народа сам по себе весьма распространённый сюжет у многих народов) родилась, по-видимому, в эпоху крестовых походов как чудо, совершённое им после смерти. Символом святого Георгия стал красный крест на белом фоне, использовавшийся крестоносцами, а традиционным изображением — всадник, убивающий копьём дракона. Эта фигура присутствует в гербе России и Москвы.

В русском языке греческому имени Георгий соответствуют Юрий и Егор. Юрьев или Егорьев день — церковные праздники, отмечаемые в память святого Георгия. Причём их два — весенний, отмечаемый 6 мая, и осенний — 26 ноября. С осеннего Юрьева дня крепостным на Руси разрешалось переходить от одного феодала к другому. В Юрьев день 26 ноября 1769 года Екатериной II был учреждён военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, упразднённый в 1917 году и учреждённый вновь в 2000 году для награждения военнослужащих за подвиги в боях при защите Отечества. В связи с операцией российских войск по принуждению к миру в Южной Осетии президент России изменил его статут, позволяющий теперь награждать и за подвиги в боевых действиях на территориях других государств при поддержании или восстановлении мира и безопасности.

Олег Логинов

Наверх