Галиат — один из старейших населенных пунктов Осетии. Археологи утверждают, что уже в Х веке в нем были водопровод и канализационная система и сосредоточены крупные ремесленные мастерские, а местная знать продавала бычков и барашков, которые славились далеко за пределами Древней Осетии.

Дома здесь строились ярусами, крыша одного дома служила двором для другого. В Галиате еще можно увидеть основания «многоэтажек», которые были построены в X веке. Каждый особняк принадлежал отдельной семье. Типичная осетинская башня состояла из четырех этажей. Первый предназначался для скота, второй и третий отводились под жилье, а верхний, четвертый этаж, представлял собой оборонительный отсек.

Когда-то Галиат считался самым большим и многолюдным высокогорным селом в Северной Осетии. Еще в середине двадцатого столетия здесь было более 50 дворов. Сегодня, к сожалению, постоянных жителей здесь почти не осталось. Но святые божества, ангелы-хранители не покинули эти места, и обряды, посвященные им, соблюдаются.

Вокруг Галиата расположено несколько культовых сооружений.

Это — святилище «Семь божеств», куда сельчане приходили помолиться своим главным божествам; Уастырджи – покровителю мужчин, воинов и путников, Уацилла — богу плодородия, Афсати – владыке лесных просторов, Донбет-тыру — повелителю водной стихии, Фалваре – хозяину домашнего скота. Испокон веков жители селения особо почитали божество Фарон, которое считается покровителем детей. В третью субботу июля выходцы из этих мест приезжают сюда, чтобы вознести молитву Всевышнему, в святилище Фарона идут с тремя пирогами, мясом жертвенного животного и осетинским пивом и просят, чтобы дети жили в мире и благополучии, были здоровы и счастливы. Организация мероприятия каждый год возлагается на определенные фамилии.В этом году – на Гасиновых и Арсаговых. На торжество приехали не только представители 36 фамилий, которые считают Галиат своим родовым селом, но и близкие им люди. Было изобилие, веселье, но без излишней помпезности, все приехавшие вели себя, как и подобает на таких мероприятиях. Еще одной отличительной чертой этого праздника является то, что через день можно приступать к сенокосу.

Ахсарбек Бесолов.

Наверх