Особое место среди субъективных факторов участия личности в политике занимает политическая культура. В научной литературе последних лет данная проблема находит всё большее развитие. Её исследуют политологи, социологи, культурологи и даже юристы.

Современное состояние гражданского общества как открытой саморазвивающейся системы складывается под влиянием как синергетических закономерностей (спонтанных, стихийных процессов), так и рациональных факторов — преобразующей деятельности всех институтов гражданского общества. Эта деятельность в сегодняшнем мире основывается на принципе социального метаболизма — обмена идеями, ценностями, в том числе в сфере политики и права. А эле в сфере политики и права. А это составляет один из аспектов политической культуры. В самом общем виде под политической культурой понимается знание, умение и желание участвовать в тех или иных формах в управлении государственными и общественными делами на основе самоорганизации и саморегуляции.

Объём политического сознания не есть раз и навсегда данное явление. Он расширяется или сужается под влиянием приобретения или утраты доверия к тем или иным политическим деятелям, прежде всего обладающим определённой харизмой, под влиянием практического опыта, стабильности (нестабильности) правительства, роста (упадка) материального благополучия населения и темпов экономического развития.

Индивидуальное сознание (как и культура в целом) зависит и от уровня образования личности. Оно формируется путём практического осмысления индивидом политической действительности, под влиянием средств массовой информации, участия в политических объединениях, в зависимости от ожидании от участия в выборах, психологической установки «быть как все» или «не отбиваться от стаи».

Политическая культура вбирает в себя психологические моменты, связанные с формированием политического сознания и политической психологии. Политическая психология отражает эмоциональную сторону политического сознания, нередко вызванную такими явлениями, как страх, злоба, которые возникают в процессе непосредственного столкновения человека с институтами власти.

Каждый человек обладает характером, здравым смыслом, которые устойчивы во времени, в то время как человеческие переживания, ожидания от государства, общества являются достаточно подвижными и по-разному влияют на политическую культуру человека, на его социально политическую культуру. Такие личностные черты как последовательность, взаимопомощь, целеустремлённость, умение довести начатое дело до конца, чувство меры и т.п., важнейшие слагаемые культуры вообще и политической в особенности. Без соответствующей культурной подготовки личность находится вне политической активности.

Во многом под влиянием принципов и идеалов политической культуры складываются определённые социально психологические ориентации и установки индивида и группы, в которую он входит. Более того, политическая культура это некие рамки, в которых члены общества принимают законность, легитимность существующего политического режима, а убеждения, эмоции и ценности проявляются в политических процессах и политическом поведении. Если у человека отсутствует знание истории своего народа, традиций и обычаев и уровень национального самосознания низок, то этот пробел заполняется искаженными формами. Большинство из них образуют комплексы личности и стереотипы, а, как известно, множество индивидов образуют общество, а в свою очередь в обществе формируются новые устои и истинные этические нормы заменяются аморальными устоями, маргинальными политическими стереотипами. В силу этого так называемое общественное мнение и позиция общества в целом по поводу определенного вопроса не носит правильный характер, а такое положение дел непосредственно затрагивает общество и государство в целом.

Как и человек, общество адаптируется к суровым условиям, в том числе и к внешней агрессии. Процесс становления осетин как нации привёл к провозглашению Республики и организации публичной власти, разделённой на три ветви (исполнительная, законодательная, судебная). Процесс на этом затормозился. Причиной стала, как было сказано выше, адаптация. Фактор агрессии стал немотивационным для осетинского общества. Общество разделилось по различным критериям. Наступил период стагнации в течение которого в сознании народа укоренились маргинальные устои. Полное или частичное отсутствие должного уровня политической культуры породило не только бюрократизм, но и в значительной мере пассивность, апатию, политический и правовой нигилизм, иждивенческую психологию и что еще хуже, психологию обывателя, подчас выливающуюся в агрессивное поведение на улице и дома. В политическом процессе это всё вылилось в борьбу за псевдовласть, потерю контроля со стороны некоторых государственных чиновников над развитием деструктивных явлений, неготовность ряда руководителей к новой ситуации в Южной Осетии.

Получается, что мы хотим, чтобы государство в лице Президента делало всё за нас, а мы будем стоять на «биржах», сидеть дома или на рабочем месте и за закрытыми дверями обсуждать действия Президента, и вырабатывать «великие концепции развития РЮО». Нам скучно, мы ленимся! Вместо того, чтобы совершенствоваться, приобретая знания, и грамотно выполнять свои профессиональные обязанности, мы придумываем проблемы, которые мешают нам развиваться. Такое положение в психологии называется состоянием фрустрации — психическое состояние, при котором человек создаёт для себя (в сознании) преграду, которой на самом деле нет, и испытывает духовное удовлетворение от безысходности перед этой преградой.

Мы провозгласили независимую республику, но не хотим её строить. Грузия — наш враг, признающий один вариант урегулирования грузино-осетинского конфликта т.е восстановление территориальной целостности Грузии.

Низкая политическая культура любого общества приводит к синдрому «поиска вождя», при котором общественное мнение или позиция бывают очень изменчивы. Причиной тому является отсутствие национальных устоев, фундамента общественного мнения, позиции. Социология учит тому, что низкая политическая культура общества в большинстве случаев приводит к выявлению позиции маргинальных (невежественных) слоев общества. Эта позиция проявляет себя и во время выборов и в процессе взаимоотношении общества и государства.

Среднестатистический гражданин РЮО плохо знает конституционные основы нашего государства, не участвует в политических процессах нашего государства, не представляет реальную картину современного мира. Это непосредственно тормозит наше развитие и процесс развития государства. Низкая политическая культура нашего общества облегчает задачу нашим противникам, т.к. незнающего легче обмануть, чем знающего. Нам надо самим повышать свою культуру, в том числе политическую и правовую.

Нам необходимо помнить о том, что наши предки славились своей этикой, т.к. ставили её превыше всего, они учили культуре невежд, закладывая основы нравственно-этических ценностей в культуру будущих народов и государств. Исправление ситуации возможно лишь через самосовершенствование каждого из нас. Мы можем поменять своё поведение за столом, дома и на улице в обществе. Это изменит нас всех и мнение о нас!

Ахсар Бежанов

(Этот материал был опубликован в газете «Южная Осетия» в 2008 году. Однако, проблемы, которые поднимает автор остаются актуальными и сегодня).

Наверх