«Наша эпоха отравлена вирусом политики… Церковь изменяет своим духовным целям», – этот отрывок из совместной работы Кента Хилла и Сергея Филатова весьма актуален в сложившейся международно-резонансной ситуации вокруг Русской Православной Церкви (РПЦ) и Константинопольским Патриархатом (КП).

РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом

15 октября на заседании Священного Синода РПЦ в Минске было принято заявление в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию РПЦ. Члены Священного Синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. Об этом сообщается на Официальном сайте РПЦ.

Довольно жесткое решение Московского Патриархата вызвано решением Вселенского Патриархата от 11 октября о предоставлении Украинской православной церкви автокефалии. Кроме того, (КП) официально вернул каноничность предстоятелям, священству и верным УПЦ-КП и УАПЦ. Синод снял все ограничения, что были наложены РПЦ на украинских «раскольников», и теперь митрополит УАПЦ Макарий и патриарх УПЦ-КП Филарет официально признаны полноправными благодатными архиереями мирового православия. Это позволяет им провести объединительный собор.

«Попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит КП за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне и впредь до отказа КП от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей РПЦ невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в заявлении РПЦ.

Вмешательство или, как пишут некоторые информагентства, «вторжение» Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Московского Патриархата, несомненно, носит политический характер. Это очередной отлично продуманный шаг, «шорканье» которого доносится, конечно же, с запада.

Опасения грузинского патриарха…

Свои возмущения, касательно действий Константинопольского Патриархата уже выразили несколько церквей, в частности, Сербская, Болгарская, Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислав, Иерусалимский Патриархат и другие.

Грузинская православная церковь (ГПЦ) в лице патриарха Илии II, официально не вмешиваясь, все же выразила свое довольно неоднозначное мнение, исходя из которого можно лишь предположить, что Илия II поддерживает действия Московского Патриархата.

«Его святейшество патриарх Кирилл расходится во мнении с Вселенским Патриархатом касательно Украины, так как он поддерживает только законную церковь во главе с митрополитом Онуфрием», — заявил он средствам массовой информации.

«Расшифровывая» слова грузинского патриарха, политические эксперты уверены в поддержке ГПЦ Московского Патриархата. Только вот никто из них не задался вопросом: «Почему грузинский патриарх как остальные не сделал официального заявления?» Впрочем, тут ответ вполне очевиден. Вся загвоздка во внешнеполитическом курсе Грузии, которая с Украиной, как известно, сотрудничает не только в проповедовании христианской православной веры. Куда более тесные связи у Грузии с Украиной в военной сфере, и результат этой «дружбы» на себе в полном объеме ощутил в 2008 году осетинский народ. Здесь нельзя обойти вниманием и единый курс во внешней политике обоих государств, который поддерживается, подпитывается и финансируется США и западной коалицией. Так какова все-таки причина пусть и негласной поддержки грузинского патриарха действий РПЦ против Константинопольского Патриархата? Очевидно, что одной из причин является то, что поддержав сегодня «вторжение» Константинополя в каноническую территорию другой церкви, в этом случае Московского Патриархата, Грузия практически допускает в будущем вмешательство на свою так называемую «каноническую территорию», куда по ошибочному мнению ГПЦ, все еще входят церкви Южной Осетии и Абхазии.

Осторожность Илии II настороживает

«Русская православная церковь справедливо разорвала отношения с Константинопольским патриархатом, и в этом вопросе ее должна поддержать Грузинская православная церковь, в частности, католикос-патриарх всея Грузии Илия II. Я позволю себе призвать Священный Синод Грузинской православной церкви и патриарха всея Грузии не поддерживать необоснованное и вредительское решение патриарха Константинополя по отношению к украинской церкви и выразить солидарность Русской православной церкви», — сказал доктор философских наук Валерий Кварацхелия в интервью Sputnik Грузия.

Он также выразил уверенность, что предоставление автокефалии украинской церкви является частью плана по расколу православия, который долгие годы вынашивали западные спецслужбы и сейчас воплощают его в реальность.

Несмотря на призывы своих же соотечественников, до сих пор Грузинская православная церковь только заявила «о необходимости проявления осторожности, чтобы не допустить противостояния в обществе и развития еще более сложных процессов». Странный призыв к осторожности, учитывая, что куда более крупные и древние церкви, такие как Иерусалимская, открыто высказали свое мнение. Об общественных интересах ли печется Илия II? Или беспокоится о том, чтобы не навредить политической идиллии Украины и Грузии? Ответы на эти вопросы мы получим, скорее всего, в ближайшее время, как любят говорить в известной российской телепрограмме «Время покажет».

В завершение также хотелось бы обратить внимание на словосочетание «законная церковь» из цитаты Илии II. Думаю, эти слова словно лезвие ножа для каждого осетина. «Законность» своих действий, весьма далеких от заповедей Божьих, Грузинская православная церковь доказала при проведении Илией II священных обрядов благословления грузинских войск перед военными действиями по отношению к Южной Осетии в 2008 году и в 1990-ых годах.

О роли Илии II в геноциде Южной Осетии в августе 2008 года в одном из своих интервью российскому информагентству, опубликованном 25 сентября 2008 года, рассказал и бывший глава Церкви Южной Осетии Епископ Аланский Георгий (Пухатэ): «Илия благословлял христианское воинство – грузинскую армию – на зачистку «Цхинвальского района». Именно католикос всегда называл Южную Осетию Цхинвальским районом, а вслед за ним это стал делать Михаил Саакашвили. Именно грузинский патриарх призывал навести «конституционный порядок» на территории Южной Осетии».

Мадина Бязрова

Наверх