В этом году бы исполнилось 80 лет одному из выдающихся и талантливых художников Южной Осетии Виталию Цховребову. Его графические работы известны не только на родине и в Российской Федерации, но и во многих странах мира.
Работы Виталия Цховребова помимо Южной Осетии, Грузии, Абхазии, Аджарии и России экспонировались также и в Чехословакии, Чехии, Польше, Венгрии, Канаде, Монголии и других государствах.
Однако, мало кто знает, что Виталий Цховребов был на самом деле весьма многогранной личностью, всесторонне развитым человеком. Он помимо профессиональной своей деятельности – графического изображения, писал и пейзажи, занимался резьбой по дереву, хорошо играл на гитаре, и, что не очень-то сочетаемо с творческой деятельностью, имел неплохие успехи в спорте, а конкретнее не раз участвовал в международных соревнованиях по борьбе, когда учился в Тбилисской художественной академии.
Узнать об этом необычном Человеке больше, раскрыть внутренний мир художника мы попытались, пообщавшись с родными ему людьми — супругой Еленой Николаевной и дочерью Ириной Витальевной Цховребовыми.
«Виталий очень ценил, уважал и любил все, что связано с национальной культурой осетин. Ему дорого было каждое слово, сказанное на родном языке, даже дома детям не разрешал говорить на других языках. Огромное наслаждение он получал от нашей национальной жемчужины — танца «Симд», который не раз изображал на своих картинах.
Близко к сердцу он воспринимал все события 90-ых годов, связанные с грузино-осетинским конфликтом. У нас не раз была возможность уехать из Южной Осетии, его приглашали и в Санкт-Петербург, в Пятигорск и другие города России, но он даже слышать не хотел о переезде», — отметила Елена Николаевна.
Как и многие мужчины 23 ноября 1989 года, который вошел в историю Южной Осетии, как День мужества и народного единства. Когда защитники Южной Осетии стали живым щитом против неприятеля, Виталий Цховребов не мог находиться в стороне, он украдкой от семьи поддерживал ребят самообороны и домой возвращался только поздно ночью.
«Он был непосредственным свидетелем событий того дня, и то, что он увидел тогда, позже запечатлел на обложке книги кандидата исторических наук, общественного деятеля Ивана Цховребова «Герои Осетии».Этой же теме посвящена картина «Кровожадные», над которым он долго работал.
Я так отчетливо помню, как он радовался в день провозглашения Республики 20 сентября. А когда нас признали 26 августа 2008 года, я отнесла газету на его могилу. Он так мечтал об этом, и обидно было, что не дожил всего год до такого исторического события для югоосетинского народа.
Я часто ходила с ним в мастерскую, убирала ее, он был очень аккуратным и не любил, когда трогали его картины, очень бережно относился к ним», — уточнила она.
У Виталия было много друзей, которые очень часто посещали дом Цховребовых.
«В дружбе у него не было возрастных ограничений, он был в хороших отношениях с Борисом Санакоевыми, Григорием Котаевым, Николаем Кабисовым, Владимиром Икаевым, Муратом Шавлоховым. Лучшими друзьями Виталия были Хазби Зассеев и Гиви Мамитов, с которыми он и участвовал в установлении комплекса у Вечного огня», — рассказала Елена Николаевна.
Внимательный и ответственный отец – еще одно из положительных качеств Виталия Цховребова, который нам раскрыла дочь художника Ирина Витальевна.
«Мне тогда было лет восемь, отец часто брал меня с собой в мастерскую, расположенную возле большого парка. Там был пруд, который зимой замерзал, и я каталась на коньках, а он наблюдал за мной.
Я также любила смотреть, как он работает, так как на самом деле графика — это один из самых сложных видов изобразительного искусства. Он создавал несколько листов и интересовался моим мнением, он просил меня всегда внимательно осмотреть каждый рисунок и охарактеризовать их. На первый взгляд они не отличались особо, но всмотревшись, я замечала, что изображения были представлены в разных цветовых и теневых тонах.
Он мог менять изображение много раз, пока не достигал совершенного на его взгляд сочетания тонов и оформлял уже конечный вариант. Первоначальные варианты уходили в мусор, на самом деле это был адский и скрупулёзный труд.
Но еще больше я любила подсматривать за ним, когда он делал в обычном альбоме для рисования наброски фигур будущей картины. Он буквально несколькими движениями руки изображал человека, либо другую фигуру — это была настоящая творческая деятельность. Я сидела поодаль и наблюдала за тем, как у него менялась мимика лица при возникновении новых идей или же в моменты самокритики», — сказала она.
О близких и дорогих нам людях всегда тяжело говорить, а тем более о тех, кого уже нет рядом с нами… Воспоминания и эмоции нахлынули на Ирину – дочь художника. За все время нашего разговора дрожащий голос и скатывающиеся слезинки выдавали не утихшую за эти девять лет боль утраты родного, как она сама потом призналась близкого человека не только по крови, но и духовно.
«Он был также великолепным тамадой. Тосты, которые он произносил я уже никогда и нигде не слышала. К примеру, при тосте за «зӕдтӕ и дзуӕрттӕ» он буквально упоминал наверно все святые места (дзуӕрттӕ) Осетии и обязательно в определенном порядке и произносил молебен в их честь. Это было очень интересно, и являлось каким-то своеобразным ритуалом.
Папа очень болезненно пережил, когда театр сгорел, тогда у него и случился второй инсульт…Он целый день переживал из-за фресок в театре, которые были разрисованы маститыми югоосетинскими художниками, переживал за картины Махарбега Туганова, которые находились в здании», — вспоминала Ирина Валерьевна.
На заинтересовавший меня вопрос: «Почему она не пошла по стопам отца и не выбрала творческий путь?» — дочь художника призналась:
«На самом деле в детстве я тоже любила рисование и старалась подражать папе. Но, видимо, он не видел во мне явного таланта и не захотел больше прививать мне это направление, так как не видел дальнейшей перспективы.
Он сам был идеалистом и всегда говорил, что «если делать какую-либо работу, то она должна быть совершенна, или вообще не надо браться за нее». Однако, он брату и мне привил понимание творчества в целом, понимание культуры и природы, за что я ему буду вечно благодарна.
Видимо, от него шла какая-то энергетика положительная к нему очень тянулись и соседские дети. Был даже один мальчик, очень неуправляемый, драчун все соседи на него жаловались, но даже он потянулся к нему и прислушивался к его советам и замечаниям. Но, к сожалению, после ухода его к нам они уже не заходят. Чуткий, внимательный и хороший советчик абсолютно во всех сферах жизни. Нам его очень нам не хватает», — с грустью заметила она.
Последняя выставка, в которой Виталий Цховребов принимал участие за границей была в Канаде. Ему тогда прислали благодарственное письмо и приглашали на открытие выставки, сам он не смог поехать, а картины послал.
Даже незадолго до его кончины в 2007 году его картины экспонировались и в Абхазии. По словам родственников, непонятным образом они пропали.
Биография Виталия Цховребова
Виталий Габеевич Цховребов родился в 1936 году в с. Мсхлеб Дзауского района, где он и окончил среднеобразовательную школу. В 1954 году поступил в Цхинвальское художественное училище и с успехом окончил его. В 1959 году он поехал учиться в Тбилисскую художественную академию на графическое отделение. Большое впечатление на профессорско-преподавательский состав Тбилисской академии, во время выпускных государственных экзаменов, произвела дипломная работа Виталия Цховребова, все отметили тогда колоссальный талант в художнике.
Впоследствии Виталий Цховребов работал над собой и достигал новых высот в творческой деятельности. Преподавал в художественном училище, был членом Союза художников СССР. Первыми шагами его творческого пути были книги, изданные с его графическими рисунками. В дальнейшей жизни у художника – графика продолжался путь непрерывного профессионального совершенствования, он принимал активное участие на всевозможных выставках. Ушел из жизни Виталий Цховребов на 71 году жизни, оставив после себя богатейшее творческое наследие.
Его графические работы, выполненные техникой акватинтой, линогравюре, литографии в основном на исторические темы, охватывают периоды нартского эпоса и аланского средневековья, Великой Отечественной войны и событий грузинской агрессии против Южной Осетии начала 90-х годов прошлого века.
Рассказать коротко о творчестве выдающегося художника довольно сложно, так как он охватывает разную тематику и разные эпохи жизни осетинского народа, и впрочем, не только нашего народа, поэтому предоставим вам возможность самим насладиться талантом и мастерством художника в нашей фотогалерее.
Мадина Бязрова
↑ Наверх