«Характер народа не меняется в течение всей его жизни, пока есть народ — есть и его характер, и миропонимание», — С. Минаев.

Духовные ценности, которые являются фундаментом народных традиций  шлифуют характер нации. Однако, на наших глазах стали трансформироваться, преображаться, растворяясь в современных реалиях, и это действительно угроза для культуры и национальной уникальности осетин (и не только).

Легенды и сказания, которыми так богат осетинский фольклор являются одним из способов передачи потомкам, уже заложенной на генетическом уровне общей для многих поколений программы поведения, культуры и быта.

Легенда — одна из разновидностей прозаического народного творчества, правдоподобная история, опирающаяся на историческую реальность, вызывающая живой интерес у молодого поколения.

История осетинского народа богата военными походами-балцами, сражениями и героями-борцами за свободу своего народа. Культ героя является основной тематикой осетинских легенд, наряду с легендами о небожителях и святилищах Осетии.

Задуматься над сказанным выше меня подвигла легенда об одном из известных осетинских героев Амране Дзанагати и о необычной местности, с не менее интересным названием — Хисты дзуар. О древней легенде рассказал в своем выступлении на научно-практической конференции в ЮОНИИ, посвященной 115-летию со дня рождения выдающегося осетинского ученого В.И.Абаева, этнограф Константин Кочиев.

— В селении Нижний Рук находится известное всем местным жителям святилище с необычным названием — «Хисты дзуар» — святилище тризны.

Название это настолько необычное, что жители пытаются интерпретировать его как — Хистар дзуар (Главное святилище).

На сегодняшний день мало кто знает о том, какова история появления этого святилища, и о героях, которые связаны с ним, но к счастью остались некоторые записи.

Первая запись предания, которая имеет отношение к этой истории, сделана выдающимся собирателем осетинского фольклора Цоцко Амбаловым. Это было сделано в очень непростые годы в 1926 году, в скорости после того, как Южная Осетия была сожжена грузинскими меньшевиками, и только возрождалась из пепла. Впервые именно тогда была зафиксирована эта древняя повесть, которая на сегодня известна в нескольких вариантах.

Их на самом деле более десяти вариантов в разных записях.

— Это святилище довольно обычное сооружение для Осетии. Небольшая каменная постройка, которая находится на возвышении (возможно, это искусственный холм), на котором растут старинные, вековые деревья. Эта местность имела в прошлом стратегическое значение, здесь собиралось осетинское воинство перед выступлением в поход.

К святилищу осетины относились с необыкновенным уважением. Например, никто не решался приступить клятву данную на этом месте, она имела особую силу.

Легенда об Амране Дзанагаты

В давние времена на Южную Осетию напали в очередной раз грузинские князья, которые нанеси большой ущерб, убили много людей, сожгли много осетинских сел, разрушили поселения. За этот набег собрались отомстить осетинские воины из рода Æлгъуызатæ, которые обратились с призывом ко всей Осетии. Отозвавшиеся на клич воины прибыли в Рук из разных регионов: Алагирского ущелья, Куртатинского ущелья, Туалгома, одним словом со всей Осетии и собрались у селения Дзуарыбын.

Долго спорили о том, кому предоставить честь возглавить это предприятие, чтобы отомстить грузинским захватчикам за причиненный ущерб.

Сошлись в мнении, что таким достойным воином является Амран Дзанагов из селения Джимара. Конечно, может возникнуть вопрос: «Почему именно Амран Дзанагов из далекого селения Джимара? Неужели было мало достойных полководцев и воинов среди других фамилий поближе к Южной Осетии?».

Но на самом деле Дзанаговы — это одна из фамилий, которые составляют колено Æлгъуызатæ, более того Дзана – предок фамилии, является прямым потомком Ос-Бæгъатара, т.е. он является сыном Æлгъуыза, который сам является сыном Ос-Бæгъатара. И так как он соответствовал родословным критериям и был к тому же хорошо известным и отважным воином, выбор пал именно на него.

После вынесенного решения за ним послали гонцов. Прибыв в Джимару, они не застали Амрана дома.

Вернувшись вечером домой, он услышал от матери о приезде гонцов и их обращении. Он, не слезая с коня, взял с собой фæндаггаг (провизию в дорогу) и поехал догонять вестников, которые сообщили, что войска собирается выйти в поход. Он их догнал возле Куртатинского перевала. Но, в пути он повстречал двух девушек, которые несли воду в кувшинах, и попросил у них воды. Девушки были красивые, и он решил на одной из них жениться после возвращения из похода.

Но, отъезжая от девушек он услышал очень обидные слова: «Какой хороший и симпатичный парень, жаль, что он одноглазый». Очень задели эти слова Амрана, и он решил из похода не возвращаться.

Вместе с гонцами он прибыл в село Рук. Там был устроен большой куывд перед походом, на котором совершили все необходимые ритуалы, был принесен в жертву большой бык. По древнему обычаю, Амран, встав на шкуру жертвенного быка, обратился к Всевышнему с просьбой принять его жизнь в жертву за успех похода и возвращение всех его воинов живыми.

Поход действительно оказался успешным, осетинское воинство захватило грузинские селения в районе с. Цънелис к западу от Южной Осетии и возвращалось с большой добычей. Все осетинские воины были живы, здоровы. Но, Амран с группой товарищей вернулся назад, чтобы поставить заслон погоне и был убит в столкновении (или тяжело ранен по некоторым версиям). Его тело привезли в с.Рук и там устроили большую тризну в память о великом воине.

Предметы, которые были связаны с этим походом, долго хранились в разных селениях Южной Осетии. Одним из них был меч Амрана (возможно трофейный), который был изготовлен из небесной стали. Он находился в святилище Сыгъзæрин дзуар в с. Сба. Вынимали его раз в год из ножен для того, чтобы помолиться и согласно преданию он не входил обратно в ножны, если этим ножом не была принесена жертва Богу.

В настоящее время этот меч считается утерянным. Еще одним трофеем была девушка — дочь князя Цъеретели. По легенде от нее в дальнейшем пошла фамилия Калоевых, потому что девушку называли Кало (в переводе с грузинского языка — женщина). А в честь погибшего в бою Амрана Дзанагова воздвигли святилище. Это единственное святилище, которое имеет такую историю — заключил Константин Кочиев.

О святилище «Хисты Дзуар» как памятнике истории и архитектуры

По сообщению начальника отдела охраны памятников при Министерстве культуры Южной Осетии Нели Табуевой:

— На сегодняшний день это место обнесено еще обширной оградой построенной сравнительно недавно цементными блоками, и там же устроены такие навесы для удобства людей, которые приходят туда.

Святилище «Хисты Дзуар» — памятник истории и архитектуры культурного наследия. Находится оно на территории Республики Южная Осетия, Дзауского района, с. Нижний Рук. Время возникновения объекта и дата связанного с ним исторического события уходит корнями в средневековье.

Святилище находится на высоте 1513 м., в радиусе 50 метров.

Хисты дзуар (Хистӕр Дзуар) находится в верхней северной стороне от с. Дзуарыбын. От построек остались только руины. Святилище посещают жители с. Рук во время празднования «Атынӕг», а также является и фамильным святилищем Плиевых — одна из фамилий, которые составляют колено Æлгъуызатæ. В святилище есть большой колокол весом приблизительно 110кг. В западной стене устроен вход. Возведена была церковь из скального плитняка серого цвета. Стены памятника сохранились высотой в один метр. Вокруг церкви-святилища поднят уровень земли.

Наши предки умели достойно жить в ладу и гармонии с мирозданием, населённым различными по направлению духовными силами. А небожители не только в сказаниях и легендах, но и в реальной жизни испокон веков оказывали осетинам помощь, охраняя нас в самые тяжёлые времена, и мы в очередной раз убедились в этом во время войны 2008года.

Вся жизнь наших предков была основана на прочном и надёжном фундаменте вековых законов и традиций, называемых — ирон æгъдæуттæ, которые мы обязаны сохранять.

Образ Амрана Дзанагова – это образ героя, который впервые наверно за всю историю Осетии стал и был им на протяжении многих лет символом единства и образцом патриотизма и жертвенности идеологического воина, который является одним из достойных персонажей нашей истории. И он заслуживает, чтобы вошел в школьные учебники и вернулся в нашу историческую память.

Мадина Бязрова

 

Наверх