Григорий Котаев — представитель яркой плеяды югоосетинских художников «золотого века», ученик великого живописца Махарбега Туганова. В течение пяти недель в Цхинвале проходила его персональная выставка. Люди с большим интересом знакомились с искусством известного мастера кисти. Его картины украшают известные коллекции и музеи.

«Григорий Сесеевич Котаев действительно был выдающейся личностью не только как художник, но и как общественный деятель и как гражданин», — сказал на открытии выставки Президент Анатолий Бибилов.

Его картины отличаются профессионализмом, особенной точностью, и в то же время лёгкостью письма — это отмечали даже посетители, которые впервые знакомились с творчеством Г. Котаева. Тщательно прорисованные элементы делают изображения объемными, как бы живыми.

Г.Котаева можно назвать в первую очередь художником-портретистом, который умел передать в одном образе черты не только национального характера, но и исторические моменты. Его образы военачальника Ос-Багатара, царя средневековой Алании Худана, царицы Бурдухан, стали такими же классическими персонажами, как в свое время полотна М. Туганова, посвященные героям Нартиады.

В серии портретов выдающихся личностей Коста Хетагурова, Васо Абаева, Юрия Кучиева мастер кисти сумел передать на просто портретное сходство, но и всю глубину и величие ярких исторических личностей.

Бега Кочиев, Махамат Томаев, Антон Дрияев, Исак Харебов — перед нами предстают не просто образы людей, а мы видим и ощущаем эти сильные характеры, оказавшие в свое время влияние на целую эпоху.

Отдельно можно говорить о женских портретах. Г.Котаев создал их целую галерею. Вечной темой искусства является изображение образа женщины. Каждая эпоха создавала свой идеал женщины.

В женских портретах Григорий Котаев передал живую и картину нравов осетинского общества. Мы видим весь спектр женских характеров: надменную холодную красоту и нежную мягкую мечтательность, скромность, душевное обаяние и скрытность с замкнутостью. У каждой из женских образов, рожденных кистью художника свой характер и настроение. Они такие похожие и такие разные: величественная и скромная, суровая и красивая «Царевна Бурдухан» и нежная, мягкая и мечтательная «Девушка-осетинка»…

На этой неделе 25 октября в Южной Осетии состоялось закрытие выставки известного осетинского художника Григория Котаева. Представители научной и творческой интеллигенции, родные и близкие, а также ученики художника еще раз собрались, чтобы выразить благодарность организаторам мероприятия.

На закрытии выставки дочь художника, Елена Котаева, поблагодарила всех присутствующих.

«Сегодня мы закрываем выставку и от имени семьи я хотела бы поблагодарить всех присутствующих, а также всех тех, кто принимал участие в наших мероприятиях с 2016 года.

Огромную благодарность от имени семьи выразить Президенту Анатолию Бибилову, за то, что во всех наших мероприятиях он принимал непосредственное участие, в частности он профинансировал книги и каталог посвященные моему отцу», — сказала Елена Котаева.

«Григорий Сесеевич был одним из лучших представителей творческой интеллигенции Южной Осетии. Это был необыкновенный человек. Все достоинства, все, что бывает в человеке хорошего, словно были сфокусированы в этой личности. Я не знаю лучшего портретиста в Осетии. Он фактически оставил нам летопись осетинского народа в своих картинах», – отметил Людвиг Чибиров.

Снова и снова вглядываясь в портреты, не перестаю удивляться их мастерству. Ловлю себя на мысли, что они там, внутри картины, живут своей жизнью.

Алана Цахилова

Наверх