Юго-Осетинский государственный музей, несомненно, станет одной из архитектурных достопримечательностей нашей столицы. Но значение музея возрастет после того, как он наполнится ценными экспонатами. И это редкий пример того, когда форма соответствует содержанию.

Впрочем, помещение музея — уже само по себе исторический экспонат. Это было здание государственного банка, построенного в 30-х годах прошлого века. А уж коллекция музея обещает быть одной из самых интересных в регионе. Ее главная изюминка — предметы из Тлийского могильника, относящиеся к Кобанской культуре эпохи бронзы. В настоящее время они находятся в РСО-Алания и вскоре вернутся в музей, откуда они и были вывезены в 90-х годах.

Сегодня предметы Кобанской культуры находятся во многих музеях мира. В результате перепродаж и обменов наиболее представительными по разнообразию и количеству предметов коллекциями сегодня располагают музеи Парижа, Лиона, Вены, Будапешта, Берлина, Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж) и Москвы (Государственный исторический музей). Лондонский и Нью-Йоркский музеи также имеют богатые собрания, перекупленные у частных лиц в Западной Европе. Но только коллекция из Тлийского могильника представлена цельным и многочисленным массивом предметов. Хотя и этот могильник был частично разграблен.

Название Кобанская культура связано с селением Кобан в Северной Осетии. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с. Верхний Кобан. В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу-алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил. Прошло совсем немного времени, и перед изумленным взглядом любителей древностей в молодом тогда Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и украшения удивительной красоты и неожиданно гармоничной пластики.

По разным подсчетам, Хабош Кануков раскопал от 500 до 1000 могил, в которых содержалось до 22 тысяч вещей. Стоимость всех этих сокровищ вряд ли можно точно определить, но за них были заплачены огромные деньги. По приблизительным оценкам, Х. Кануков за продажу вещей из разграбленных могил Кобана выручил более 20 000 рублей. Деньги по тем временам астрономические. Владикавказский учитель и археолог В. И. Долбежев в письме председателю Археологической комиссии графу А. А. Бобринскому сообщает, что для приобретения вещей в коллекцию Эрмитажа приходилось буквально торговаться, спасая богатства могильника от рассеивания по всей Европе. Так, по поводу покупки одного лишь комплекса воинского захоронения из Кобана он писал: «Хабош ценит эту могилу в 50 рублей и не уступает…». Внезапно и без особого труда сколоченное состояние оказалось для кобанского помещика серьезным испытанием. Тифлис, где ему впервые улыбнулась удача, стал для Хабоша любимым городом. В губернской столице Х. Кануков был довольно известным человеком, охотно тратившим деньги на развлечения. Даже в преклонном возрасте он не чурался ресторанов и игорных домов. В благотворительности он замечен не был, не строил в родных местах дороги и мосты, как некоторые его земляки.

Когда в Северной Осетии погребения стали истощаться, Х. Кануков перебирается в Южную Осетию. В 1889 г. он приступил к раскопкам могильника в с.Тли, на участке, принадлежавшем семье Маргиевых. К счастью, здесь Х.Канукову не удалось особенно развернуться. Позже в селении Тли вели раскопки российские археологи В.Долбежев и П.Уварова.

В 1955 году здесь начались раскопки, проводимые югоосетинскими археологами. И связаны они были с именем известного осетинского археолога Б.Техова. Именно благодаря этому ученому и команде его помощников мы имеем сегодня настоящее сокровище – собрание предметов эпохи бронзы. Каждая вещь здесь имеет историческую и материальную ценность. Но прежде всего ценность художественную. Зеркальный блеск бронзовой патины, тонкость и совершенство гравировки, изысканный и в то же время строгий стиль вещей, их обилие и разнообразие буквально ошеломляли, поскольку полностью переворачивали все имевшиеся до того представления о культуре диких горцев и нищете их теснин, где отсутствие цивилизации предполагалось как само собой разумеющийся факт. Ведь даже самые передовые и просвещенные из путешественников, посещавших Кавказ, в первую очередь отмечали не самобытную и яркую местную культуру, а «злонравность» и бедность ее носителей.

Даже если отвлечься от завораживающей интриги по реконструкции заложенного в изобразительных композициях символического текста и обратиться только к пластике представленных форм, то невольно приходишь в восторг от удивительной соразмерности масс, стилизованности анатомических особенностей, наполненности жизненных смыслов в фигурах фантастических животных. Но автор древних изображений и их зритель верили в реальность этой фантастики, поэтому-то и конструировали свой объект с помощью мифологических смыслов, законы которых и были единственной реальностью их бытия.

Вскоре в верности этих эпитетов и определений убедятся и жители нашей Республики, гости столицы. Благодаря активной работе Министерства культуры РЮО и лично министра М.Остаевой мы не сомневаемся, что предметы Тлийской бронзы займут свое место на стеллажах государственного музея. Но работа на этом не должна остановиться.

Считаем необходимым, чтобы был создан денежный фонд для приобретения новых экспонатов. В настоящее время в связи с многочисленными работами по изъятию грунта жители Республики часто находят предметы старины. Не все они представляют ценность, но есть и важные находки, имеющие историческое значение. Если музей не найдет средств, то находки будут «уходить на сторону» в частные коллекции и музеи.

Для пополнения фондов музея можно было бы перенять традицию именного дарения картин и предметов искусства отдельными меценатами. Или организовывать в исключительном случае общенародный сбор средств на приобретение конкретного предмета искусства, имеющего значение национального достояния.

Наконец, не надо забывать и о возвращении ценностей, являющихся по определению собственностью Южной Осетии. Это прежде всего Троескладень (Триптих) из с.Окона. Эта икона была экспонатом Краеведческого музея РЮО и была выкрадена в период грузино-осетинского противостояния. Ее следы впервые обнаружились в Швейцарии, где она была выставлена на аукцион. Все попытки вернуть триптих в РЮО не увенчались успехом. Интересно, что швейцарский судья Карол Барбелл основной причиной передачи иконы Грузии назвал «неудовлетворительные условия для её хранения в Цхинвальском музее». К сожалению, юридические аргументы Грузии для западных юристов оказались важнее, и теперь икона находится в Государственном музее искусств Грузии. Так же, как в других музеях Грузии хранятся ценности из так называемых «Цхинвальского клада» и «Ахалгорского клада». Конечно, шансы на возвращение этих предметов сегодня малы, но в Тбилиси должны знать, что мы не забываем о том, что принадлежит Южной Осетии. Кроме того, было бы полезно привлечь различные международные организации, работающие в сфере искусства. Многие из них аполитичны и ставят вопросы искусства и культуры выше политических и территориальных.

За период войны с Грузией и сопутствующего этому времени хаосу и беспределу из Краеведческого музея РЮО было украдено много вещей: оружие, монеты, ценная утварь. Возможно, сохранились их фотографии, описание. Если будет создан сайт музея, то было бы полезно размещать информацию о пропаже в отдельной рубрике «Они украдены из нашего музея», или же передать сведения в правоохранительные органы России. Наверняка, когда-нибудь эти утерянные экспонаты появятся или на аукционах, или на распродажах, или в материалах уголовных дел о краже предметов искусства.

Уверены, что Национальный музей станет не только местом экскурсий жителей и гостей Республики, но и научным центром по сохранению и пропаганде национального искусства и истории.

Наверх