В современном турбулентном мире одним из основных факторов, приводящим к дестабилизации общественно-политической обстановки является угроза религиозного экстремизма. И это факт. Он основан на наблюдениях и исследованиях ученых.

Не стала исключением и осетинская религиозная тематика. В последнее время в средствах массовой информации активно муссируется вопрос возникновения нового, якобы исконно осетинского религиозного течения «Уацдин». Как утверждают его адепты «уац» – это свет, глас, а дин «вера».

Не грозит ли «Уацдин» нашим национальным интересам, мы поинтересовались у кандидата философских наук Коста Дзугаева.

— Коста Георгиевич, что такое «традиционные осетинские верования», запись о которых есть в 33-й статье нашей Конституции?

— Под традиционными осетинскими верованиями подразумеваются те элементы дохристианских культов, которые сохранились в народной памяти и обычае. Они подлежат научному, т. е. религиеведческому, изучению, так как могут содержать интересную и ценную информацию о прошлом осетин и Осетии. К сожалению, таких научных исследований крайне мало; вместо этого зачастую предлагаются на ходу изобретаемые религиозные конструкции, выдаваемые за «древнюю, исконную, великую религию осетин».

— Что входит в систему национальных ценностей?

— Всё то, что решающее народное большинство готово защищать словом и делом, чем дорожит и что передаёт следующим поколениям. В зависимости от переживаемой эпохи на первый план могут выходить одни ценности, а другие отходить на второй план. Например, сейчас у нас, очевидно, на первом плане находятся следующие ценности: 1) воссоединение Осетии, без которого всё остальное не имеет перспективы; 2) социальная справедливость – это и честное распределение жилья, и достойные зарплаты, и уважение к тем, кто защищал и строил Республику, и т. п.; 3) поддержка материнства, начиная просто с укрепления семьи – ведь у нас большой процент семей распадается в первый же год брака; без перелома в демографии нам физически не выжить.

— На территории Южной Осетии функционируют секты. Не думаете ли вы, что они могут привнести некую раздробленность в наше общество?

— Да, именно эта цель и преследуется созданием сект – раздробить общество. Мы ведь все хорошо помним, что создателями и руководителями сект были почему-то переселенцы из Грузии… Должен также сказать, что я согласен с высказывавшейся газетой «Республика» критикой в адрес нашей Аланской епархии, которая проиграла борьбу за умы и сердца (а ведь имела все начальные преимущества), и сама всё более начинает напоминать что-то вроде секты. И государство, и общество обязаны обратить на это самое серьёзное внимание и должным образом, в строгом соответствии с законом, где поддержать, а где и направить религиозную деятельность в Республике Южная Осетия. Хорошо, что понимание этой необходимости есть у Президента, есть оно и в Парламенте.

— В последнее время в обществе муссируется вопрос возникновения нового для нас, так называемого религиозного течения «Уацдин». Расскажите нам, пожалуйста, какова Ваша точка зрения по поводу его внедрения, что Вы о нем думаете? Не кажется ли Вам, что «Уацдин» может повлиять на общественно-политическое взгляды, что в конечном итоге повлечет за собой раскол в обществе.

— «Уацдин» (или «Асс дин», или ещё как…) – это намерение создания осетинской этнической религии. На Юге попытки установления культа-новодела, ещё в 90-х годах ХХ века, провалились: народ быстро разобрался в фейковости этой затеи и отказал её инициаторам в доверии. На Севере, однако, в последние годы конструирование осетинской этнорелигии продвигается: на наших глазах создаётся догматика и идеология, разрабатываются ритуалы, а недавно был проведён съезд дзуарлагов – служителей нового культа. В Интернет-сетях идёт интенсивное пропагандирование этой деятельности (в скобках замечу, что хотя я не любитель делать подобные сравнения, но всё же обращаю внимание коллег на то, что в Чечне, например, что-то не заметно такой активности по созданию «древней вайнахской религии»).

Известно, что аналогичные этнорелигии настойчиво конструируются и у ряда других малых народов России, и цель всей этой активности совершенно очевидна: дробление религиозно-культурного пространства русской цивилизационной платформы, подготовка распада теперь уже Российской Федерации на несколько десятков ничего не значащих псевдогосударств, – т. е. мы имеем дело с проявлением системного противодействия путинской программе создания большого евразийского могущества, способного на равных конкурировать с мировыми центрами силы, противодействия, о котором официально объявляла Х. Клинтон.

Но что делать с этим нам, в Осетии? Принципиальный ответ известен из Библии: если это от Бога, то не нам ему противостоять, а если нет, то умрёт, как многие подобные. Дело, однако, в том, что для нас, в Осетии, здесь и сейчас, было бы непозволительно занять выжидательную позицию. Считаю целесообразным спокойный диалог с теми активистами «Уацдин», которые искренне стараются исследовать историю духовно-религиозной жизни осетинского народа, так как при добросовестном, научном рассмотрении здесь с большой вероятностью можно сделать интересные и значимые для истории Церкви и, в частности, Православия находки. Ведь так называемая «древняя осетинская национальная религия» – это на самом деле христианство. Конечно, в непривычной для сегодняшнего взгляда форме, в неожиданных и зачастую забытых, и потому иногда непонятных проявлениях, но тем более ценных для изучения принятым научным инструментарием. Посмотрите хотя бы на форму наших древних крестов… Староосетинская версия христианства – причём именно Православия у его истоков – заслуживает внимательного и бережного к себе отношения, ограждения от использования в неблаговидных целях.

Наверх