Как сделать так, чтобы сохранить уникальное звучание и истинную осетинскую музыку спустя века? Этот вопрос обсуждается в творческих и научных кругах с давних времен.

Но, к сожалению, не много таких людей, которые переводят в практическую плоскость желание сохранить и развить традиционную музыку. И одной из творческих групп, делающих определённые шаги в этом направлении, является ансамбль аутентичного песнопения и старинных музыкальных инструментов «Къона».

Как отметил на вчерашней пресс-конференции участник ансамбля Таймураз Берозти, проблемы с материалом возникают редко, так как пока еще сохранились и аудио, и видеозаписи, которые были собраны десятки лет назад. Но для некоторых инструментов, в частности, лалым уадындз (волынки) истинное звучание забыто на века.

«Мы просто импровизируем с теми инструментами, звучание которых уже не дошло до нас в оригинальном виде. Одним из возможных решений бывает перенос мелодий, исполняемых на гармошке, на древние инструменты», — рассказал он.

По словам Таймураза Берозти, участники «Къона» неоднократно выезжали в села Осетии с целью найти знатоков-сказителей, чтобы записать их. В одном североосетинском селении ансамбль даже отблагодарил жителей песней за оказанный добродушный прием.

«Старшие сказали нам спасибо, в ответ они запели свою песню с пожеланиями. Сразу было видно, что это не ансамбль в блестящих костюмах. Это было очень живо, правдоподобно. Они не считают себя артистами, никогда не пойдут на сцену. И, самое главное, в их пении не было наигранности, у них все шло от сердца. Именно к такому звучанию наш ансамбль и стремится», — сказал он.

Руководитель Интернет-издания «Иудзинад» Алан Касоев, принимавший также участие в пресс-конференции, рассказал, со своей стороны, что с этой же целью творческая группа за четыре дня объездила несколько сел Дзауского района Южной Осетии.

«Многие люди, которые нам встречались, не привыкли, чтобы их снимали на камеру или записывали. Они пели за столом, пируя, но никак не на камеру. В селении Чъимас мы нашли одного человека — Валика Кокоева, — но и он не соглашался петь на камеру. Мы настояли, немного приврав о том, что не будем его снимать. И он нам спел «Чъимасы зарæг». Таким образом, мы нашли совершенно новую песню, которую никто и не знал», — отметил он.

Наверх