Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа.

Конституция Республики Южная Осетия статья 33

Некоторые исторические сведения об истоках православной веры у предков современных осетин

В истории осетинского народа православная христианская религия всегда играла важную роль. Предки современных осетин – скифы, сарматы, аланы волею судьбы были одним из тех народов, которые услышали первоначальную христианскую проповедь.

В некоторых церковных источниках говорится о том, что уже с начала появления христианской веры предкам современных осетин проповедовали святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит, а Армянская церковь чтит память 16 аланских князей и их предводителя Баракатра (св. Сухий), пострадавших в 100-130 годах за веру Христову.

Согласно преданию, Святой мученик Сукиас-Баракатра (правосл. Сухий), военачальник аланской дружины, приближенный аланской царевны Сатеник, жены армянского царя Арташеса, в 1 н.э., вместе с дружиной принял крещение от Воскянов, учеников св. апостола Фаддея. После мученической кончины Воскянов Баракатра вместе с 16 воинами – аланами удалился на гору Сукав (Джрабашх), где вел суровую аскетическую жизнь. Через сорок три года монашеской жизни Баракатра и его дружина были преданы мученической смерти прибывшими из Алании соплеменниками, которые пытались возвратить их на родину. Сухий и его сподвижники были крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению. Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь 21- псалом. После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, с связи с чем и получили название месукевийских (сукакетских). Мученическая смерть Святых сукиянцев состоялась в 123 году, согласно другим данным – в 130 году; афонская пергаментная рукопись Х1 века Иверского монастыря указывает 100 год).

Согласно «Житиям святых» останки мучеников оставались без погребения и нетленными до IV века и только тогда были захоронены местными христианами. Их имена были начертаны на скале: Сухий, Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима. Святой священномученик Григорий, просветитель Армении (ок. 335г., память 30 сентября (13октября), воздвиг на том месте церковь и основал обитель. Впоследствии там открылся целебный источник. Русская православная церковь тоже вспоминает их имена 15 апреля по старому стилю (26 апреля по новому стилю) как святых мучеников Месукевийских.

В грузинских летописях сообщается также, что Апостол Татата (Матфей) перед смертью прибыл в Осетию, где и был с почестями похоронен. До Халкидонского Вселенского Собора (451 г.) церковь скифов была автокефальной, затем добровольно, решением 28 правила этого Собора, перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. На эту церковь указывали как на одну из образцовых по чистоте веры. Иоанн Кассиан, известный писатель церкви, был скифом. В Западной церкви к лику святых были причислены несколько алан: Святой Алан (5 век), Святой Гоар (7век) и многие другие.

Патриарх Константинопольский Святой Иоанн Златоуст сообщает, что сарматы имеют Священное писание, переведенное на собственный язык. Святые просветители славянских народов Кирилл и Мефодий называют алан в числе христианских народов, славящих Бога на родных наречиях. В IV веке равноапостольная Нина проводила проповедническую деятельность и в Кавказской и Закавказской Алании.

По древним источникам, которые приводит Марр, Святая Нина, обратив в христианство царя Иверии Мириана, отправилась проповедовать в «царство осетин».

Эти сведения говорят о том, что православие является для народа Осетии традиционной, культур образующей религией, тесно связанной с обычаями и традициями ее народа.

Таким образом, алано-осетинский народ подвергался процессу христианизации на протяжении длительного времени.

Новая волна христианизации связана с именем Византийского императора Юстиана Великого в VI веке. Это период проникновения на Кавказ высокой византийской культуры. Здесь было открыто несколько епархий в составе Константинопольской Патриархии.

На рубеже VI-VII вв. было образовано Аланское государство. В 914-916 гг. произошло крещение правящей династии, что привело к провозглашению христианства государственной религией Аланского государства. Проходило массовое принятие христианства при непосредственном содействии византийских миссионеров.

На территории древней Осетии была образована Аланская епархия, впоследствии, в 921 году Константинопольским патриархатом была учреждена Священная Аланская Митрополия, которая просуществовала в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца 16 века. Митрополия была учреждена по инициативе Константинопольского Патриарха Николая Мистика.

Центр Митрополии находился в долине реки Большой Зеленчук в районе Нижнего Архыза на территории современной Карачаево-Черкесии (Российская Федерация.), здесь «…сохранились три храма Византийской постройки; вероятно это и был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских письменных источниках с начала Х и до ХIV века. Весьма вероятно, что именно крупное городище – Нижний Архыз, с храмами, и было центром этой епархии».

Учитывая политическое значение Аланского государства, новая Митрополия сразу же получила высокий ранг, заняв в списках кафедр Константинопольского патриархата 61 место из существующих 400 кафедр (сразу после Киевской). Аланская церковь самостоятельно просуществовала до ХV1 века.

В период существования Аланской митрополии были построены Зеленчукский, Сентинский, Шоанинский, Зругский храмы — замечательные архитектурные памятники, которые дошли до наших дней. Сохранились и другие памятники: каменные статуи воинов христиан, с чашей в руках. Зругский храм  находится в десяти километрах от селения Нар, родины великого поэта Коста Хетагурова. Существует легенда, согласно которой камни для храма доставлялись с Южной стороны Кавказского хребта, люди из рук в руки передавали камни по живой цепи. И сегодня, как гласит предание, вдоль этой перевальной дороги по-прежнему лежат несколько этих камней. Они так и называются в народе: «Камни Марии», и вплоть до недавнего времени являлись у горцев – осетин объектами особого почитания.

На территории Южной Осетии насчитывается до 300 православных храмов. В основном эти храмы были построены с X по XIV век, в период существования Митрополии.

Сохранились также сведения о многих Митрополитах Алании, до наших дней дошли даже портреты некоторых православных царей Осетии: Перош (VI век, принял крещение от св. Нины), Базук (V век), Урдур (IX-X), Дургур (XIвек), Худан  (XII в. дед по матери св. грузинской царицы Тамары), Тевдре (XVIII в.). Все эти личности, этнические аланы, изображены с христианскими крестами.

Во X-XIII вв. христианство широко распространилось в Осетии, было построено множество храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Существует предание о том, что в один из храмов, построенных около осетинского аула Майрам-Кау, в Куртатинском ущелье, царица Тамара прислала в дар икону Божией матери. Согласно некоторым сведениям, икона прославилась чудесными знамениями.

Наверх