Сколько себя помню, меня всегда притягивала тема национального костюма. Возможно, как и всякому ребенку хотелось нарядиться в длинное красивое платье, повертеться перед зеркалом, покрасоваться перед родными… Однако время прошло, девочка выросла, появилась возможность приобрести практически любое понравившееся платье, но вот желание надеть платье в национальном стиле, не исчезло. В стремлении разобраться в этой своей тяге я обратилась к источникам, которые должны были пролить свет на мою одержимость, и вот что у меня получилось.

«…Вещи и предметы, входящие в систему жизнеобеспечения, характеризуют общество и людей ими пользующихся», – прочитала я где-то и решила, что это в полной мере можно отнести и к одежде. Далее – «Костюм является наиболее ярким и самобытным определителем национальной принадлежности человека…». В этот момент я поняла, что могу с уверенностью сказать, что слова «по одежке встречают…» имеет значение более прямое, и что именно в традиционной национальной одежде сочетается материальное начало с духовным миром прошлого.

Понятия «костюм» и «одежда» в современном представлении близки, но не идентичны. Если термином «одежда» обозначается некая материальная функция платья, то термином «костюм» мы создаем себе некий устойчивый образ. Исследователи национальных традиций полагают, что костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаково-символическую систему, и его можно рассматривать даже как своеобразный социальный код культуры. Главным в этом отношении является анализ смысла «языка» костюма для будущих поколений.

Процесс формирования костюма охватывает длительный период с древнейших времен до наших дней, оказавшись связанным с рядом факторов, определяющих его развитие. Благодаря костюму, можно судить о занятиях предков: землепашцев и скотоводов, воинов и служителей культа и жречества; о климате и идеалах красоты, о путях торговли и религии. Проследить контакты с другими народами. Среди всех видов костюма (народный, элитарный (сословный), официальный, бытовой, будничный, праздничный, домашний, рабочий, профессиональный, театральный) народный национальный костюм занимает особое место. Именно он является своеобразным хранителем культурных ценностей и смыслов. В нем сосредоточены наиболее важные черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этические идеалы, образ жизни. И изучение народного национального костюма способно пролить свет на жизненные реалии той или иной эпохи, менталитет, культуру и особенности общества.

Традиционный костюм включал одежду и характерные дополнения – головной убор, обувь, пояс, ювелирные украшения и устойчивые виды прически и даже косметики. Показаться в обществе без головного убора, пояса и кинжала на нем было равнозначно утере социальных прав. Ведь, к примеру, расположение, количество и орнаментация поясных бляшек и подвесок указывали на этническую, социальную принадлежность и боевые заслуги. И нормативная культура строго следила за выполнением всех этих норм. Да и в недалеком еще прошлом осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды они не заботились так, как о своей шапке. Он мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовым. Да и как не заботиться о шапке, когда, по мнению осетин и вообще горцев, шапка показатель принадлежности мужчины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пускай сменит ее на женский платок! Тогда и спрашивать будут не как с мужчины. До сих пор появление на людях без головного убора, особенно в ритуальной обрядности относится в определенных социальных слоях к числу явных нарушений внешних проявлений социальных норм. Идентичное отношение и к неподпоясанному человеку. Считалось унизительным внешний вид такого мужчины – оскорбительным для присутствующих.

Представляется, что сохранение подобных факторов определяется обрядовой практикой осетин. Именно через ритуальные атрибуты, в том числе и одежду, осознается и передается этническое единство и самосознание. В настоящее время среди осетин отчетливо прослеживается высокая этническая оценка традиционного костюма. Будучи этническим маркером костюм возвышался и возвышается до сих пор каждым народом на престижные уровни. Понятия ирондарæс/иронфæлыст (осетинская одежда/осетинский костюм), подчеркивая их этническую принадлежность, ставят в один ряд с такими понятиями как иронæвзаг/мадæлонæвзаг (осетинский язык/родной язык). Таким образом, можно говорить о тесной связи народного костюма с его обладателями. Поэтому даже с исчезновением всех деталей и элементов костюма эмоциональная, этнопсихологическая окраска в отношении общества к своему народному костюму сохраняется.

Конечно, характер одежды первоначально определялся как климатическими условиями среды обитания первобытных людей, так и особенностями трудовой деятельности. В период расцвета древних цивилизаций на фоне неизменяемости, постоянства и однообразия одежды можно обнаружить определенную продуманность костюма. В нем не было ничего случайного, так как костюм нес выразительность, гармоничность целостного впечатления и определенную информативность, которая была направлена в полном смысле слова на весь окружающий мир.

У осетин давно сложился идеал человеческой красоты. Стройность, подтянутость, гибкость и выправка были, чуть ли не этикетными нормами. Все эти особенности эстетических воззрений отразились в народном костюме, подчеркивая физическое строение. Поэтому в костюме преобладали вертикальные линии и почти отсутствовали горизонтальные.

Археологические материалы свидетельствуют о том, что костюмы наших предков алан были богато украшены золотым шитьем и аппликациями из кожи или ткани. Очень часто одежда была расшита золочеными бляшками, бубенчиками и бисером, вышитый узор украшался полудрагоценными камнями.

Особенностью осетинского костюма было то, что аппликации и вышивка никогда не располагались плотно и не создавали подобия насыщенного коврового узора. Они играли роль подчиненную и всегда располагались в строгом соответствии с линиями кроя, не выпадая из общего стиля костюма. Орнаментальные мотивы, в частности кожаные аппликации и различные подвески и бубенчики восходят к древнейшим украшениям евразийских кочевников, и выполняли важные сакральные функции, оберегая носителей костюма от воздействия демонических сил.

Социально-сакральные функции традиционного костюма выражались и в цветовом символизме. В культурно-хозяйственной сфере выделялись белый, черный, красный, желтый и зеленый. В культовой практике выделялись белый, красный, желтый и черный цвета как наиболее информативные в визуальной сфере. Этот факт нашел свое воплощение и в цветовой символике средневековых алан, которая отражала духовную энергию и связанную с ней троичную структуру индоиранского общества. Наибольшей значимостью обладали белый, черный и красный цвета. Остальные, такие как синий, зеленый, серый, желтый и коричневый были производными от первых и менее значимыми.

Возникает закономерный вопрос о желтом цвете. Высокая интенсивность свечения, отразившегося в категориях физической оптики, сближает его с блеском, сиянием, святостью и другими качествами, характерными для понятия священный. Следовательно, можно говорить о взаимосвязи красного, оранжевого, желтого, золотого цветов. В то же время следует подчеркнуть доминанту неярких цветов в одежде осетин. Для традиционного костюма были характерны сдержанные и практически полностью отсутствовали яркие тона и пестрые расцветки.

Костюм имеет комплекс функций, через которые осуществляется влияние на него различных сред (природной, этнической, социальной). Это влияние не является прямым и зависит от мифологического мироощущения, мировоззрения того времени и той эпохи, где он возникает и существует. Основными трансляторами костюма являются обычай и мода. Обычай вносит в область одежды некое постоянство, в то время как мода в костюме фиксирует изменчивость внешних форм выражения. Помимо сообщений о социальном положении, костюм, выступая предметом моды, транслирует информацию о национальной, религиозной принадлежности.Костюм в косвенной форме даже позволяет судить и об уровне демократических свобод в том или ином обществе.

Наверное, теперь вам понятно мое стремление быть как можно ближе к национальному, в данном случае к национальному костюму.Ведь это стремление быть приобщенным к истории и знаниям моих предков, через зашифрованный код, дошедшие до нас благодаря национальному костюму.Тема требует дальнейшей расшифровки, но уже теперь можно работать с тем материалом, который имеется, ведь костюм и одежда наших предков предстали перед нами не столько в практическом, сколько в социально-символическом смысле.

К теме народного костюма и теперь обращаются этнографы и искусствоведы, художники и работники кино и телевидения, но этого не достаточно. Я думаю, что многие разделят мою мечту иметь в своем гардеробе хотя бы один национальный костюм на каждого члена семьи, для облачения в него в день Национального костюма. И надеюсь, что такой праздник в Южной Осетии когда-нибудь будет утвержден. Тогда город будет полон гостей, и в Старом городе будут стоять длинные столы с разнообразием осетинских блюд. Гончары и художники, вышивальщицы и швеи, кузнецы и мастера различных дел будут демонстрировать свои работы, каждый перед своей мастерской. Гордые, подтянутые мужчины, держась за пояса с кинжалами, женщины и девушки, облаченные в традиционные платья, будут неторопливо прохаживаться. А вокруг будут литься национальные музыкальные мотивы. И хотя бы на один день, но мы окажемся в атмосфере нашего прошлого, из которого мы бы хотели сохранить все самое лучшее.

Дина Плиева, газета «Республика»

 

Наверх