Юрий Долгорукий (1090-1157) был мудр и дальновиден. Своим родственникам и сынам советовал дружить с аланами и родниться с ними, так как те были доблестными воинами. Вполне закономерно, что их приглашали на ратную службу европейские правители, undefined в Европе почти 300 топонимов от слова «алан». Потом и сами татаро-монгольские ханы приглашали их в свои военные формирования. Во времена Юрия Долгорукого (отца А. Боголюбского и Всеволода III) в Алании была мощная митрополия. Аланки нередко были женами византийских императоров. Христианские ценности прочно входили в сознание и быт. Многие ремесла и знания пришли от греков. До сего времени дошли до нас и почти сохранились добротно сработанные уникальные аланские храмы на территориях нынешних Краснодарского и Ставропольского краев. Эти чудесные произведения архитектуры: Сентинский, Шоанинский храмы X и XI веков до сего времени радуют взоры путешественников и прихожан. Они находятся под чутким патронатом международной организации ЮНЕСКО. Юрий Долгорукий прекрасно понимал: православная вера упрочивает державу. Потому он подружился с ясом Сварном (Шварном) и пожелал, чтобы ясова грудная дочь Мария, повзрослев, вышла замуж за его сына Всеволода. Да и другие дочери друга потом вышли замуж за русских князей. Так, например, одна из них стала женой Мстислава – сына Великого князя Святослава Всеволодовича. Сестры жили дружно и продолжали помогать друг дружке до своих последних дней.

Но самое главное, Мария Шварновна (1158–1206) оправдала надежды своего свекра. Я считаю, что по уровню менталитета, широте кругозора она гораздо обогнала свое время. Ее с полным основанием можно назвать женщиной уровня лучших представителей эпохи Возрождения. Она строила уникальный Димитровский собор (1194–1197). Следует отметить, что Мариин муж – Всеволод III (1154–1212), в крещении Димитрий, потому-то этот храм стал Великокняжеским. Много сил Ясыня отдала и строительству Успенских собора и монастыря, где в последнем она и покоится с сестрами, а также с женами и дочерьми своего внука Александра Невского. Мария способствовала развитию ремесел, книгочейства, написанию икон, строительству городов. Во время военных походов мужа и его соратников ладно управляла Владимиро-Суздальской державой. Искусно взращивала умных, умелых, героических детей и внуков, неистово любящих родную землю. Во время эпидемий и после буйств пожаров помогала больным и обездоленным. Народ с уважением и почтением относился к княгине.

Повторяю уже неоднократно, выражаясь современным языком, – эта мудрая женщина Мария-Ясыня опиралась на добротную, основательную, имеющую большую перспективу национальную идею: основа государства – крепкая и дружная семья. В то хищническое время было очень трудно следовать христианским заповедям, часто почти невозможно. Но она придерживалась их. Каждого своего ребенка с пеленок готовила к служению интересам народа. С детства выявляла их задатки и формировала умения и навыки. Как сейчас бы высказались педагоги, к каждому дитяти умело применяла индивидуальный и дифференцированный подходы. Так, ее сын Константин строил храмы в Ярославле и Ростове, выписывал из-за границы книги и знатных мастеров, Георгий стал великим князем Владимирским, защищал рубежи земли Русской, геройски пал в 1238 году в битве на реке Сить (ныне север Ярославской области). Сын Ярослав стал дипломатом, взрастил замечательного сына – Александра Невского, ставшего впоследствии национальным героем России. Народ учел его ратные подвиги и незаурядные дипломатические способности. Дочери Всеволода III и Марии-Ясыни: Всеслава, Верхослава, Вышеслава, Собислава, названные в честь аланской богини Слава, взращенные с помощью мудрых педагогических приемов матери, помогали своим мужьям упрочивать княжества, а во время военных походов – ладно управлять вотчинами.

За свою подвижническую деятельность Мария Шварновна стала третьей святой земли Русской (после киевской княгини Ольги и Владимира I «Красное Солнышко», крестившего Русь). Сын Марии Михаил Черниговский, ее внук Александр Невский, правнук Даниил, праправнук Димитрий Донской тоже были причислены к лику святых.

Что еще нужно, какие обоснования, чтобы донести до широкой аудитории гражданский подвиг этой уникальной женщины? Сейчас школа превратилась в комбинат по реализации образовательных услуг. Про воспитательную функцию забыли, вынесли за скобки!? Портреты пионеров-героев, комсомольцев-патриотов, висевшие ранее во всех школах, изъяли, так как личности были дискредитированы. Как православие не может обходиться без деисусного чина, точно так же без уважительного отношения к выдающимся личностям не может продуктивно воспитываться молодое поколение. Своеобразный современный «светский деисусный чин» надо создавать! Отчасти это попытались сделать телеканал «Россия» и телекомпания »BиD», проводя в 2008 году акцию «Имя Россия». Зрители и радиослушатели должны были предложить, а потом выбрать значимые персоналии, связанные с Россией, путем голосования. 28 декабря 2008 года победило имя – Александр Невский.

Я не выдвигала тогда личность Марии-Ясыни, решив, что пусть активно присмотрятся и прислушаются телезрители, интернет-пользователи, радиослушатели к биографии Александра Невского – ее внука, а потом вернемся к ней. Тем более тогда так красноречиво и убедительно аргументировал свою инициативу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в 2008 году еще не был патриархом. Стал им 1 февраля 2009 года). Ах, если бы ее выдвинули, да если бы о ней говорил такой блистательный оратор, всеми уважаемый священнослужитель Кирилл! Но, наверное, все еще будет! Я надеюсь и делаю, что могу, не жду. Приведу перечень того, что уже сделано:

По моей инициативе создан фильм «Ясыня» (режиссер и оператор Султан Цориев).

По нашему заказу и консультированию написана большим другом ярославских осетин, художником А. Г. Сибриной-Харламовой портрет (размером 80х60 см) «Мария-Ясыня – Великая просветительница земли Русской» (хранится в офисе Ярославской городской общественной организации «Осетинская национально-культурная автономия «Алания», собственность Анастасии Редькиной-Дадиановой. Сейчас это изображение владимирской княгини растиражировано по всему Интернету.)

В это лето, как обычно, я была в Северной Осетии. На сей раз присутствовала на праздничном молебне 28 августа 2014 года по случаю Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в православном храме во имя Святого апостола Андрея Первозванного в горном селении Кобан. Была несказанно рада, увидев новую большую икону с совместным изображением сразу трех выдающихся личностей, святых: Марии-Ясыни, Александра Невского, Даниила Московского. Икона с образом Марии-Ясыни появилась в Алании пока только в одном, кобанском храме, пусть еще пока до конца не достроен верхний этаж (закладка была 4 июля 2007 года). Это событие – «первая ласточка».

Создана песня, посвященная княгине Марии, на стихи лауреата всероссийских конкурсов поэзии, руководителя ярославской организации Союза писателей России Евгения Гусева, музыка – члена Союза композиторов России Ирины Куницыной.

Поэт Николай Супрун также запечатлел биографию Марии-Ясыни в стихотворной форме.
Низкий поклон и спасибо всем!

Неоднократно я обращалась к тогдашнему Президенту России Д. А. Медведеву и к его супруге – руководителю фонда, к патриарху, министру культуры России, мэру Ярославля, к ярославскому владыке Кириллу также обращалась ярославская НКО «Алания» с письмами: к 1000-летию Ярославля поставить памятник в ее честь. Ведь дети, внуки, правнуки и праправнуки Марии-Ясыни созидали Ярославль! Надеюсь, что справедливость восторжествует.

Вместе с дирижером В. А. Гергиевым (во время его приезда в Ярославль на Пасхальный фестиваль) мы уговорили губернатора Ярославской области С. А. Вахрукова поддержать инициативу: в нашем древнем граде в Детском парке (на пересечении ул. Свободы и Ленина) поставить памятник Великой матери, устроительнице земли Русской Марии-Ясыне. Он дал добро, но, увы, областная власть поменялась 28 апреля 2012 года и пока дело не сдвинулось с места.

На съезде осетинского народа «Стыр ныхас» в Цхинвале в 2007 году с трибуны ратовала за памятник и храм в ее честь. Мою вдохновенную речь слышали президенты Северной и Южной Осетий Т. Д. Мамсуров и Э. Д. Кокойты, сидя в президиуме и аплодируя. Дело пока не продвинулось. Обращалась к нескольким министрам культуры РСО–А, предлагала провести конкурсы макетов среди скульпторов. Навещала не раз их художественные мастерские на ул. Шмулевича, начиная с 2000 года, и увещевала заинтересоваться этой личностью, но не все способны быть благотворителями и работать бесплатно…

В 2011 году на 10-летии сочинской осетинской организации обратилась к известным предпринимателям Т. Боллоеву, А. Маргиеву и др. – стать спонсорами проекта; к присутствовавшим на этом юбилее: советнику министра культуры России Л. Дзугаеву, к А. Хадикову – зампредседателя Парламента РСО–А, чтобы продвинуть это дело. До этого неоднократно обращалась к заместителю председателя по делам ЮНЕСКО А. С. Дзасохову. Но тщетно!

Североосетинская журналистка З. Гибизова тогда в Сочи сняла документальный фильм, который неоднократно показывали по телевидению РСО–А, где я обратилась к зрителям с просьбой увековечить память великой женщины Марии-Ясыни, которая, уходя в созданный ею монастырь, чувствуя приближение своей смерти, призывала остерегаться междоусобиц и сохранять мир. Это завещание звучит и поныне актуально! Осетия – единственная православная республика на Северном Кавказе.

Если бы не было Марии-Ясыни, не было бы таких героических защитников, как Александр Невский, Димитрий Донской, не было бы культурогенного рода, к которому принадлежит и солнце русской поэзии – Александр Пушкин, и многих других. Увековечим ее имя! Пассионарии всех регионов – присоединяйтесь. Возьмемся за руки, друзья: один – в поле не воин!

P.S. Когда была написана эта статья, пришла радостная весть. 10 ноября 2014 года в Зале церковных соборов храма Христа-Спасителя в рамках XVIII Всемирного русского народного собора будет работать секция «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария-Ясыня: от аланской княжны до святой русской княгини». Активно подключился и благотворительный Фонд содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа «Аланское наследие». Надеюсь, что моя мечта сбудется

Наверх