Премьера пьесы Фернандо Аррабаля «Фандо и Лис» на сцене Государственного драматического театра им. К. Хетагурова, в постановке молодого режиссера Яна Яновского прозвучала на свежем театральном языке.

Всегда приятно осознавать, что уходят в прошлое времена, когда негативная информация занимала новостные ленты о Южной Осетии. Театралы с большим нетерпением ждали премьеру нашумевшей в свое время пьесы-трагедии «Фандо и Лис» испанско-французского драматурга Фернандо Аррабаля. В зрительном зале присутствовали Президент Леонид Тибилов, Председатель Парламента РЮО Анатолий Бибилов, заместитель Председателя Правительства Эрик Пухаев, многочисленные представители общественности и, конечно, журналисты.

Грустная фантастическая история, в которой переплетены любовь и жестокость, доходящая до отчаяния и абсурда, где молодой человек по имени Фандо и его возлюбленная красавица Лис путешествуют в поисках легендарного города Тар.

Как только открылся занавес, мы попали в лишенное времени и географии пространство. Вдруг со сцены раздается крик Лис (Натиа Чохели): «Я умру, умру, и никто не вспомнит обо мне!». В ответ мы слышим абсурдные заявления любящего ее Фандо (Сослан Бибилов), который обещает прийти на её похороны с цветком и собакой.

В ходе спектакля со свойственной Сослану Бибилову самоотдачей главный герой всячески старается развлечь свою страдающую от безысходности возлюбленную. Зритель при этом все время ощущает трагичность и одновременно — абсурдность происходящего действа.

Однако, молодые люди надеются обрести настоящее счастье, познать смысл жизни, избавиться от недугов. Лис не может ходить, ее ноги скованны параличом. При этом они искренне надеются, что в мифическом городе Тар они смогут жить счастливо. Фандо все время возит её на тележке или же несет на руках и всячески пытается развлечь свою Лис. Зритель уже в первом акте спектакля ощущает патологическую зависимость друг от друга.

В начале кажется, что глубина и многослойность, доходящие до абсурда, сводятся к хаосу. Однако, Сослан Бибилов так органичен на сцене, что он мастерством заставляет замирать зрителя, наблюдая за разнообразием его эмоций и чувств.

Пьеса соединяет, казалось бы, несовместимые вещи: сюрреалистическую любовь и жестокость. В тоже время, она поднимает философские вопросы о тщетности поиска рая на земле и абсурдности поисков несуществующего.

В пути главные герои встречают самых невообразимых людей, а весь их путь напоминает скорее хождение по замкнутому кругу. Они проходят мимо одного и того же места, идут нескончаемо долго, и не могут дойти до своего Тара.

Трое мужчин под зонтом: Намур (Батрадз Кумаритов), Митаро (Жан-Жак Харебов) и Тосо (Василий Техов) появляются в пьесе как «незрячие проводники». Они тоже в поисках Тара, приходят в никуда. За их гротескными образами и абсурдными спорами (дырявый зонт, лохмотья, темные очки, трясущиеся руки и бесконечные споры) автор и режиссер словно предлагают выход, он появляется в виде затеплившегося света новой надежды. У Фандо и Лис словно открывается новая дорога, выводящая из замкнутого круга. Эти трое пытаются согласовать свои действия, и зритель тоже надеется, что появится иная перспектива, и они укажут его.

Вызывает сочувствие безропотная, больная Лис, которая очень трогательна в исполнении Натии Чохели. Но склонный к тирании Фондо не в силах смириться со своим положением и не может не вырваться из замкнутого круга. В конце да концов он забивает ее до смерти… и кажется, что именно к этому он и стремился.

В финале пьесы Фандо появляется на сцене с цветком и собакой, они подходят к могиле Лис. Кстати, живая собачка, кажется единственным беззаботным персонажем в этом спектакле…

А трое под зонтом вновь выступают со своими «рацпредложениями»: «Нужно его провести, потом мы пойдем все вместе…» Таким образом, поиск дороги в Тар не закончен… Время словно остановилось и нет больше других тем, кроме вечного поиска и нескончаемого круговорота жизни.

 

Наверх