Диаспора может стать эффективным инструментом сохранения и популяризации ценностей страны, которую представляет.

Мы решили поговорить о том, как строится работа осетинской диаспоры с руководителем Международной некоммерческой Ассоциации «Renaissance Sandidzan», действующей в Бельгии, Радионом Пухаевым, который более семи лет активно пропагандирует национальную осетинскую культуру в странах Европы.

Осетинские диаспоры существуют почти во всем мире: в ближнем и дальнем зарубежье, объединенных Арабских Эмиратах, есть также так называемые землячества в Российской Федерации.

По вашему мнению, какие проблемы могут решать диаспоры и охарактеризуйте, пожалуйста, деятельность диаспоры осетин, проживающих в Бельгии и Голландии…

— Да, действительно, осетинские диаспоры существуют во всем мире. Они не образуются по чьему то желанию. Есть изначальная потребность общения сородичей, сохранения культуры и языка, которая существует на подсознательном уровне. Но, к сожалению, чаще мы объединяемся только тогда, когда появляются некие проблемы. Вот если бы мы сплачивались, когда нам хорошо, тогда, я думаю, было бы легче решать многие важные вопросы…

Спусковым механизмом создания нашей диаспоры, которая спонтанно объединилась вокруг организации «Renaissance Sandidzan», стали события 2008 года в Южной Осетии. В тяжелые дни августовской войны мы были, наверно, одни из немногих в Европе, кто пытался донести альтернативную точку зрения о происходящих событиях.

Конечно, мы бы не смогли на сто процентов противостоять огульной западной пропаганде, даже великая Россия не смогла пробить этот панцирь одностороннего освещения тех событий, но мы старались достучаться во все двери и заявляли о себе.

Позже наша организация не раз писала письма в Европарламент и Еврокомиссию с призывом освободить наших граждан, незаконно удерживаемых в тюрьмах Грузии, и пропавших без вести граждан Южной Осетии. Мы получали ответы, что наши письма приняты к рассмотрению. Кстати, потом мы слышали об освобождении некоторых ребят из тюрем. Возможно, это не было прямым результатом нашей деятельности, но, уверен, наша активность сыграла в этом свою небольшую роль.

Что же касается возможностей диаспоры, я думаю, они могут решать серьезные проблемы. Примером тому могут служить, в частности, наши культурные мероприятия. Через них мы привлекаем внимание европейцев к Осетии именно с культурной стороны, которую они порой совсем не знают. С этих позиций открываются большие возможности для диалога, и здесь диаспоры могут сыграть большую роль.

— После событий в августе 2008 года Вы и Ваши единомышленники вышли на площадь перед зданием Европарламента в Брюсселе и устроили акцию протеста. Насколько удалось вам тогда решить задачу прорыва информационной блокады и как потенциал диаспоры может использоваться в политических процессах?

— Наверное, одной из самых первых акций протеста, которые проходили в Европе, была наша акция, организованная в Гааге. Тогда еще шли непосредственно боевые действия в Южной Осетии. Потом еще были несколько акций в Брюсселе, Страсбурге, где мы призывали привлечь к ответственности власти Грузии. Очень сложно сказать однозначно, удалось ли нам прорвать информационную блокаду. По крайней мере, наша активность не осталась незамеченной для журналистского сообщества. Я могу с уверенностью сказать, что до 12 августа, пока не закончилась война, наши выступления в СМИ Голландии точно не уступали грузинской стороне, и осетинская точка зрения полностью была представлена. Это было большое достижение. В день мы давали по 10-15 интервью различным масс-медиа.

После 12 августа вся Европа встала в единую позицию —  «во всем виновата Россия». Но мы продолжали работать.

Вскоре после тех трагических событий мы повезли выставку в Брюссель – фотографии разрушенного Цхинвала, а также печатную брошюру «Пять дней одного августа», которую издала ассоциация «Возрождение». Выставка привлекла к себе достаточно много внимания. И место было выбрано подходящее.

На выставке были и трогательные моменты. Одной супружеской паре очень понравилась фотография, они даже хотели купить ее, я очень хорошо помню эту фотографию: крупным планом кукла, лежащая на разрушенном окне…Как оказалось, они были врачами, и у них была своя детская клиника. Я им сказал, что пришлю фотографию после окончания выставки. Позже я познакомился с автором этой фотографии, Ланой Парастаевой, и рассказал ей об этом…

Касательно возможностей влияния на политические процессы, я бы отметил, что нашему сообществу в Бельгии и Голландии не так много лет, как, скажем, осетинам Турции, которые компактно проживают там более полутора веков. Они сумели выйти на передовые позиции, построили хорошую карьеру в разных сферах жизни, в том числе и политическую. У них есть, наверное, больше возможностей влиять на политику. Кстати, мы с большим интересом наблюдаем за общественно-политическими процессами в Турции и деятельностью нашей диаспоры. Для нас это большой пример.

Мне кажется, со временем у детей тех, кто приехал жить в Европу, появится больше шансов продвигать интересы осетинской диаспоры и Осетии в целом. Замечу, что среди них много талантливых ребят, и большинство из них учатся в лучших ВУЗах Европы.

— Как вы взаимодействуете с Министерством иностранных дел РЮО? И еще такой вопрос: недавно Министр иностранных дел Республики Южная Осетия Дмитрий Медоев посетил Италию. В ходе поездки он встретился с различными политическими и общественными деятелями регионов Италии. Как по Вашему мнению эти встречи могут повлиять на путь признания независимости нашей республики?

— Мы взаимодействуем с МИД РЮО теснейшим образом. Ведомство держит руку на пульсе деятельности диаспор, включая нашу организацию. И это правильно, так и должно быть.

Очень важно налаживать контакты через наше внешнеполитическое ведомство, в том числе экономические, политические, культурные, с регионами Европы, потому что центральные власти Европы даже не вассалы, а вассалы вассалов, в основном зависят от Брюсселя, а Брюссель, в свою очередь, зависит от США. Поэтому ожидать от них каких-то признаний или не признаний, отдачи и взаимодействия было бы наивно. А с другой стороны, существуют регионы, с которыми есть возможность налаживать определенные контакты, и эти возможности нужно использовать.

То, что делает Дмитрий Николаевич – большой плюс для Южной Осетии. Прямых и скорых плодов от этих встреч трудно ожидать, но этим надо планомерно заниматься, мы должны жить и развиваться. И если в какой-то момент политическая ситуация изменится, у нас уже будет хороший фундамент, на котором можно будет строить работу дальше. Ждать пока нас признают, значит – терять время.

Добавлю, что к приезду в Италию министра Дмитрия Медоева была приурочена наша выставка в Пезаро, что позволило привлечь к мероприятию еще больше внимания сторонников и любителей искусства.

Считаю, что поездка была очень плодотворной. Очевидно, что этот вектор деятельности необходимо развивать.

— Вы уделяете большое внимание популяризации осетинской культуры за рубежом, проводите ежегодные «Дни осетинской культуры в Европе» с участием представителей правительств Северной и Южной Осетии. С какими проблемами Вы сталкиваетесь в проведении столь масштабного мероприятия?

— Надо отметить, что всякий раз, когда мы организуем и проводим мероприятие, нам пытаются ставить палки в колеса наши южные соседи – грузины. Через представителей своих посольств и консульств они пытаются влиять на наших партнеров, отговаривают их от сотрудничества с нами.

Пожалуй, эта самая ощутимая проблема. Были уже случаи, когда они обращались с гневными письмами к мэрам городских администраций. Некоторые наши партнеры их просто игнорировали, некоторые же поддавались прессингу и переставали с нами сотрудничать.

Но мы не отчаиваемся, наоборот, вся эта борьба дает нам определенный стимул и ощущение уверенности, что мы на правильном пути.

То, что представители правительств Южной и Северной Осетии посещают наши мероприятия, тоже очень большой шаг и огромная победа для нас.

Дело в том, что наши мероприятия несут многоуровневую идею. Помимо того, что пропагандируется осетинская культура и Осетия в целом, мероприятия носят еще и объединяющий характер, – налаживаются отношения с представителями осетинских диаспор в тех странах, в которых проходят выставки.

«Дни осетинской культуры в Европе» – неплохая площадка для того, чтобы скоординировать наши общие усилия с правительствами Осетии во внешнеполитическом направлении. Мы проводим различные круглые столы, где всегда бывает открытая дискуссия, стараемся делать это максимально неформально. Это скажем так, своеобразная площадка для «сверки часов», выработки новых идей и дружеского общения.

В дальнейшем было бы неплохо, чтобы она стала универсальной, и в рамках мероприятия целенаправленно собирались осетинские диаспоры европейских стран, чтобы легче было реагировать на насущные запросы.

Может быть, в перспективе появится какой-нибудь объединяющий сайт. В общем, возможностей много, поэтому надо собираться и вырабатывать общие идеи на будущее.

Не могу не сказать и о такой трудности, как финансовая. Практически все наши мероприятия основываются на личном энтузиазме, и, так или иначе, нам приходится сталкиваться с этой проблемой. Но отмечу, что за последнее время мы получили некую стабильность за счет поддержки со стороны глав Северной и Южной Осетии, это дорогого стоит и не может не радовать.

Это выход на новый уровень. Очень важно чтобы представители диаспоры знали, что они кому-то интересны, о них заботятся и думают. Уже готов план на будущий год. Идет постоянная работа, которая не может останавливаться.

Для того, чтобы провести мероприятия в следующем году, мы еще в прошлом году договаривались с партнерами. Я заручился поддержкой Президента Южной Осетии Анатолия Бибилова и Главы Северной Осетии Вячеслава Битарова. Остается только правильно реализовать все намеченные нами планы.

— Как Вы оцениваете на сегодняшний день деятельность других осетинских диаспор в странах Европы, и какая работа ведется Вами по налаживанию контактов с ними и молодежными организациями в других странах.

— Мне кажется, что нужна некая стратегия по работе с диаспорами. То, что делалось до сих пор, недостаточно. Потому что жизнь идет вперед, реалии меняются, потенциал диаспоры укрепляется и нужно развиваться дальше.

На днях был съезд осетинского народа. И там наверняка была объявлена некая концепция по работе с диаспорами. Я был приглашен, но по определённым причинам не смог попасть на съезд, но с большим интересом наблюдал за ним.

Я вижу, насколько высший совет осетин пытается привлечь представителей диаспор. Здесь есть одна большая проблема. Просто назначить главу диаспоры – путь в никуда. Что мы получаем? Разве что номинальное расширение географии представителей. Надо узнавать о людях, о ситуации на местах. Наша площадка – хорошая возможность для представителей Высшего совета осетин, чтобы иметь возможность на месте общаться с представителями диаспор. Надеюсь, с новым руководителем Высшего совета осетин удастся организовать более тесное сотрудничество с диаспорами.

Если в Осетии смогут выработать некий единый подход по работе с диаспорами, то на среднесрочную перспективу это может дать неплохие результаты в экономическом, культурном, социальном, и, наверное, политическом плане тоже. Если с диаспорой работать, не сегодня так завтра эта работа даст хорошие результаты.

Если Осетия думает о своем развитии, ей надо помнить о потенциале представителей нации, которые живут в разных странах мира, но при этом считают себя частью осетинского общества.

Наша организация плотно взаимодействует с русскоязычной организацией «Бельгийская Федерации русскоязычных организаций», которая объединяет более сорока членов. Мы тоже входим в нее.

Это те организации, которые потенциально могут поддержать нас и встать рядом. Вот, к примеру, когда в Брюсселе мы делали акцию протеста, нас поддержали представители других русскоязычных организаций тоже. Такое нельзя забыть.

Российский император Александр III с гордостью говорил: «У России есть два союзника, его Армия и Флот», перефразировав его, я могу сказать – у России есть три союзника – Армия, Флот и Соотечественники. Ведь Осетия – большой друг и союзник России.

 Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только народ, имеющий высокую степень самосознания, некий стержень, вокруг которого формируются такие понятия как – национальная идея, историческая память, культурные воззрения, любовь к родному языку, то есть нечто такое, что сплачивает, сохраняет и объединяет этническую общность.

 Алла Гаглоева

Наверх