В Республиканской библиотеке имени Анахарсиса прошла научная конференция, посвященная осетинским традициям и обычаям.

В мероприятии приняли участие Министр иностранных дел Мурат Джиоев, Председатель парламентского комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Юрий Габараев, заведующий кафедрой истории осетинской литературы, профессор Гацыр Плиты, представители научной и творческой интеллигенции, а также учащиеся школ.

Докладчики – научные сотрудники ЮОНИИ им. З. Ванеева отметили, что в настоящее время  в Осетии отмечается неделя Св.Уастырджи.

«Главное то, что у нас есть – это наши традиции и обычаи», — сказал в начале мероприятия Гацыр Плиты. В своей речи он особо подчеркнул, что покровитель осетин Уастырджи и Святой Георгий ничего общего между собой не имеют и сравнивать их не нужно.

«Когда появился Святой Георгий, нам уже не одну сотню лет покровительствовал Уастырджи. В наших легендах отчетливо прослеживается, что было время, когда осетины почитали Уастырджи больше, чем Бога. Потом, когда народы мира заговорили о том, что все, что на земле – сотворено Богом, то и осетины это переняли и до сегодняшнего дня в одной молитве возносят и Бога, и Уастырджи», — отметил он.

Свое мнение выразил и Мурат Джиоев, отметив, что в древности предки осетин, в частности сарматы и скифы, поклонялись неизвестному богу, которого греческие историки олицетворяли с богом войны Аресом, а римские – с Марсом. Это древнее божество, по словам Министра внешнеполитического ведомства, было изображено в виде старого клинка, который был водружен на специально сооруженной для этой цели возвышенности.

«Есть в ученой среде теория, что имя «Уастырджи» было связано со словом «Æхсар». До сегодняшнего для до нас дошло слово «æхсаргард» — сабля или шашка. Но эта форма шашки появилась примерно в 9 веке, но ведь его имя уже было у наших предков. Кто знает, быть может, это слово связано с древним божеством, который потом трансформировался в Уастырджи», — сказал он.

Далее были обсуждены вопросы традиции осетинского застолья, где Юрий Габараев выразил свое возмущение относительно того, что на погребальных застольях часто также возносят тосты к Уастырджи, а этого делать нельзя.

Были также обсуждены вопросы относительно тоста – за Бога и Уастырджи – отдельно или же вместе. Поднимался разговор и о различных проблемах, с которыми сталкиваются многие жители, когда неправильно празднуют традиционные праздники. Юрий Габараев отметил, что нельзя допустить того, что многие заставляют нас отречься от своих исконных верований.

«Считаю неправильным то, что многие насильно заставляют нас отречься от истиной веры, насаждая свою собственную, где Уастырджи отвергается, а его место сменяется другими именами. То, что оставили мне мои предки – мои дед, и его дед, я буду блюсти. Не то, что я против какой-то религии, но считаю это неправильным», — отметил он.

Он особо подчеркнул, что осетины должны воспитывать молодежь, возвращая его на правильный путь своих предков.

В конце мероприятия заместитель Председателя союза ветеранов Южной Осетии Алвери Кочиев отметил, важность проведения аналогичных мероприятий. Он также зачитал доклад, в котором проводились параллели между Уастырджи и Святым Георгием. Алвери Кочиев отметил разницу между этими героями, а также привел некоторые факты, которые очевидно представили разницу.

Было отмечено, что необходимо продолжить работу научной конференции и привлечь больше заинтересованных лиц к такому актуальному вопросу.

 

Наверх