Ежегодно в Осетии перед новым годом составляется несколько версий «Ирон къæлиндар», представляющий перечень осетинских национальных праздников. Календарь обычно выпускается и в различных печатных изданиях, средствах массовой информации, как в Южной Осетии, так и в Северной. И, несмотря на то, что обычаи и традиции у осетин хорошо известны старейшинам и ученым мужам Осетии, однако, каждый год в аналогичных календарях в разных изданиях можно встретить расхождения как в названиях, так и в датах тех или иных праздников.

Естественно, свое влияние на эти расхождения оказывает территориальная расположенность населенных пунктов осетин, а также свой отпечаток на исконно национальные обычаи наложила и христианизация осетинского народа в свое время.

Вот и в этом году в североосетинской газете «Стыр Ныхас» был опубликован «Ирон къæлиндар» 2017 года. Сразу же мне бросилось в глаза название «ноября» не Джиуæргуыбайы мæй, а Чындзæхсæвты мæй.

На эту тему мы решили более детально поговорить с Директором Юго-Осетинского научно-исследовательского института имени З. Ванеева, заместителем Председателя Международного общественного движения «Высший совет осетин» Робертом Гаглойты. Он отметил, что разногласия бывают не только между североосетинскими и югоосетинскими календарями, но и между авторами-создателями даже югоосетинских календарей.

Одной из основных проблем, из которой вытекают подобные разногласия, по мнению Роберта Гаглойты, является то, что «у нас получается иногда так — сколько сел в Осетии, столько и праздников и обычаев. Также происходит наслаивание на национальные обычаи и традиции религиозных верований.

Как раз недавно мне звонили с Северной Осетии члены Международного общественного движения «Высший совет осетин» и спрашивали мое мнение насчет вышедшего в свет нового календаря «Ирон къæлиндар» 2017 года, утвержденного этой организацией. В ней я обнаружил много новшеств, с которыми, в основном, не согласен.

Взять, к примеру, месяц ноябрь, меня покоробило даже само название месяца — «Чындзæхсæвты мæй», к тому же тут есть изменения и в названиях праздников и не упоминается праздник «галæргæвдæн», ну и т.д. Я все же придерживаюсь календаря Васо Абаева и не согласен с такими кардинальными изменениями».

Как отметил Роберт Гаглойты, необходимо обсудить эти, казалось бы, мелочи, но на самом деле важные нюансы для истории и будущего нашего народа.

«Я бы хотел, чтобы к 2018 году был разработан один календарь совместно с нашими североосетинскими коллегами на Президиуме заседания координационного совета «Стыр Ныхаса», которого бы придерживались все и на Севере и на Юге Осетии. Конечно, эти вопросы мы не сможем решить сразу, но к общему консенсусу мы должны прийти, так как проблема расхождений в осетинских календарях возникает на самом деле ежегодно», — подчеркнул Директор ЮОНИИ.

По его словам, нужно поднять вопрос не только о календаре осетинских праздников, но и много других обычаев, для начала, хотя бы, пока свадебные и траурно-похоронные обряды.

«На следующий год я подниму вопрос и о разработке одного общего национального календаря на президиуме заседания координационного совета «Стыр Ныхаса». Но, прежде чем обсудить его, необходимо представить с обеих сторон Осетии определенные предложения и обе стороны должны быть готовы пойти на совместные уступки», — заключил он.

Мадина Бязрова

Наверх