Любая столица мира имеет дату своего основания: Москва, Ленинград, Владикавказ, Ереван, Лондон, Париж… Только Цхинвал все еще не определился со своими корнями. И это, конечно же, неправильно. Цхинвал всегда отличался своей особенностью среди городов Южного Кавказа. И не только связанной с его именем мистикой, но и своим архитектурным обликом. Городская крепость с жилым комплексом, церквями, которых на небольшой территории насчитывалось около тридцати семи, цейхгаузами и подземными ходами, первой во всем Закавказье еврейской синагогой, мостом, которому более ста лет…

Считается, что Цхинвал был основан в 262-265 гг. нашей эры царем Асфагуром из иранской династии Аркашидов. В эту эпоху большая часть Закавказья, и в частности территория современной Грузии, находились под властью Ирана (Персии), потому иранские властители не упускали возможности наведываться и на территорию Южной Осетии. По одной из версий полагается, что основание Цхинвала произошло во время военной экспедиции Асфагура в горную полосу Осетии. Хотя есть мнение, что небольшим, но населенным пунктом он был и ранее.
Вообще Цхинвал сквозь века не раз менял свое «место дислокации» по причине своего особенного месторасположения – он издревле находился на геополитическом, духовном, культурном и торговом переплетении. А потому всегда являлся объектом внимания. Его не раз уничтожали, фактически стирали с лица земли (последние сто лет лишнее тому подтверждение), но по прошествии времени он неизменно возрождался, порой чуть западнее, порой чуть севернее. В одно время, к примеру, Цхинвал и вовсе находился на Згудерском холме. Именно по этой причине в черте города во многих его уголках находят захоронения разных веков, нередко расположенных друг на друге. Но именно эти его исторические «разрушительные» реалии не дали за все прошедшие века территориально разрастись городу. Для сравнения Цхинвалу в наступившем году исполняется 1750 лет, скажем, той же Москве через два года стукнет лишь 870 лет. Просто вдумайтесь в разницу. При этом, безусловен тот факт, что у Цхинвала, у этого места, своя магнетика, связанная с его энергетикой.
Конечно же, в заявленной середине III века, во времена Асфагура, Цхинвал не был городом в нашем современном понимании. Возможно, это был просто укрепленный пункт с воинским гарнизоном. Здесь могли находиться и сборщики таможенных пошлин. Необходимо было, по возможности, контролировать вооруженную активность местного населения и следить за тем, чтобы торговцы, использующие перевалы на Главном Кавказс-ком хребте, исправно оставляли пошлину на выходе своих караванов из Лиахвского ущелья. Впрочем, как было сказано выше, укрепление в Цхинвале не было первым населенным пунктом в этой местности. Люди здесь живут еще с каменного века. В археологических раскопках непосредственно вокруг Цхинвала обнаружены и следы пребывания здесь сарматов. Поэтому у историков еще много работы и датировка города, возможно, еще претерпит изменения в сторону своей еще большей древности.
Относительно этимологии слова Цхинвал существует несколько версий: по одной наиболее распространенной и утвержденной, название города происходит от древнеаланского синх и уал – то есть «верховное обиталище» или «обитель высшей касты жрецов». Именно с этим связано и немалое количество храмов и церквей в древности на данной небольшой территории. Да и легенды, доставшиеся в наследство от предков, о нахождении в Цхинвале какого-то энергетическо-мистического центра (в частности называется священная чаша Грааля), а также известный интерес к Цхинвалу проявленный позже нацистами, помешанных на сакральных истоках и интересовавшихся не только Тибетом, что называется «в тему». Это свое древнее название Цхинвал носил вплоть до первой половины XXвека. В 1934 году в честь Иосифа Сталина город на время получил наименование Сталинир. Однако в 1961 году столице было возвращено его исконное название.
Цхинвал с древних времен имеет важное стратегической значение. Через него проходил путь, связывающий Закавказье и Северный Кавказ. Именно через Цхинвал пронесли тело предательски убитого соправителя Тамары царя Сослана-Давида, шедшего в свое время мимо городских укреплений с аланской конницей и копейщиками маршем на помощь Грузии. В Цхинвале, кстати, в свое время было и родовое имение семьи Иосебашвили, потомков последователя Христа Иосифа Аримафейского. Один из них раввин Елизар привез в Мцхета хитон распятого Христа, где он позже был заложен в основание храма Осетисцховели (ныне Светисцховели). В пути из Иерусалима его охраняли аланы во главе с предводителем Лонгиозом. Цхинвал в свое время был также своеобразным пограничным пунктом в историческую область Двалети, входящей в ареал расселения южных осетин. Необходимо отметить, что частью субстрата, ставшего основой формирования юго-осетинской общности, являются двалы (туал)… Словом, наш древний город еще многое может интересного рассказать.
Реалии жизни всегда были определяющими в формировании этнического состава населения Цхинвала. Городская жизнь предполагала в древности в городе, находящемся на таком геополитическом переплетении, прежде всего, существование торговли и ремесел. Надо ли говорить, что это направление на Южном Кавказе традиционно было в сфере интересов евреев и армян. Поэтому помимо непосредственно коренных осетин здесь издавна жили евреи-сефарды и армяне. В начале XX века сюда начинают переселяться и евреи-ашкенази, которые отличались иным культурно-образовательным уровнем от своих соплеменников. Противоречия между двумя еврейскими общинами были настолько существенными, что они даже молились в разных синагогах, браки между ними не практиковались. Армяне, как упоминалось, в Цхинвале были представлены также многочисленным населением. При этом можно отметить две волны заселения армянами Цхинвала. Последняя волна произошла после армянского геноцида в Турции. Что касается грузинского населения, то оно было представлено в городе позднее и в основном преподавателями гимназии и обедневшими князьями с их челядью. Кроме того, в городе жили представители славянской национальности, занятые в технических специальностях, а также греки, азербайджанцы (тюрки). На правом берегу города было даже поселение аварцев-дагестанцев, называвшееся Лекис-убани (букв. квартал леков)… Считается, что именно этот особый колорит, основанный на подобной национальной пестроте городского населения, дополнял основное осетинское население и составлял особенный неповторимый облик Цхинвала.
Сами осетины населяли город ввиду разных обстоятельств. Помимо коренных, в десятки коленах, осетины часто становились жителями Цхинвала, благодаря, скажем, наградам за доблестную воинскую службу властям, как например, Дасцыко Хетагуров, получивший в черте города земли, другие как лесопромышленник Сави Парастаев и богатей Тикун Карсанов, основавших гильдию осетинских предпринимателей в Цхинвале, селились здесь по экономическим мотивам. Пора Джиоев, известный священнослужитель и просветитель для реализации в Цхинвале своих профессиональных навыков… Осетины были представлены во всех сферах жизни столицы.
Статус города, в нашем нынешнем понимании, Цхинвалу восстановили лишь после образования Юго-Осетинской Автономной области. Понятно, что для этого недостаточно было одного решения вышестоящих властей. Необходимо определенное количество населения, культурной прослойки, административные структуры, соответствующая городская инфраструктура. С приходом Советской власти были созданы все условия для воплощения указанных факторов. Что было важно в особенности после геноцида 20-х годов. Именно тогда происходит очередное возрождение Цхинвала. И он из небольшого городка, где проживали торговцы, ремесленники, учителя постепенно превращается в промышленно-культурный центр с заводами, фабриками, театром, музеем, институтом, многочисленными училищами… Осетинская интеллигенция, в порыве возрождения древней столицы, зачастую предпочитает работать и жить в Цхинвале, редко прельщаясь возможностью выезда, в том числе и в Россию, в более благоприятные условия. И это зачастую касается не только осетин юга страны.
Надо сказать, что, несмотря на все попытки Грузии на протяжении столетий, осетины никогда не воспринимали Цхинвал как один из городов царской или советской Грузии, а всегда непосредственно как административный центр Южной Осетии, столицу своей страны, древнее национальное наследие. Ни навязывание грузинского языка, ни пропаганда грузинской культуры, ни проведение отдельных мероприятий, не сделали Цхинвал грузинским городом. Это всегда понимали и в самом Тбилиси. Неслучайно один из грузинских назначенцев, присланный из Грузии руководить Юго-Осетинской Автономной областью, обещал: «Я приехал в осетинский город, а уеду из грузинского Цхинвала». Но и культурный геноцид, и открытые походы на древний Цхинвал огнем и мечом до и после советизации, статус-кво не могли поменять. При этом Цхинвал стал тем плавильным котлом, в котором расплывалась ущельная обособленность. Именно здесь южные осетины перестают делиться на знаурцев, дзауцев, кваисинцев, чысанцев, туальцев, кахетинцев, боржомцев, и становятся новой генерацией. Более того, даже цхинвальские грузины зачастую обособляли себя от остальной Грузии, такая особая аура всегда была у этого осетинского города.
Сегодня Цхинвал – центр становления того, что мы называем «ирондзинад». Возможно, кому то это заявление покажется пафосным. Но давайте будем объективны. Жители Владикавказа, конечно же, считают свой город столицей Северной Осетии, но многие ли воспринимают его столицей осетинской? До недавнего времени на подсознательном уровне владикавказские осетины все еще считали его русским городом. Для этого были объективные и субъективные причины. Но действительность такова, что признаки осетинского города Владикавказ начинает приобретать только в последние годы, и то благодаря появлению интереса к национальному в среде молодежи.
После августа 2008-го года Цхинвал уже во всем мире позиционируется как один из символов осетинского народа. Цхинвал – столица Южной Осетии и статус этот определяется не только уставом и гербом. Поэтому пора определиться и в главном – датой основания самого Цхинвала. Официально есть временной промежуток 262-265 гг., к которому относят основание города. Не мудрствуя лукаво, надо выбрать один год (мы предлагаем 265 г.) и объявить его годом основания столицы РЮО. День определить тоже просто. Так как 20 сентября, по традиции, всегда будет восприниматься как праздник, то предлагаем его отмечать не как день Республики (в том понимании уже несуществующей республики (!), а как День Города. Тем более, что многие его так и называют. А государственные празднества отнести туда, где им и положено быть – на 29 мая, на День провозглашения независимости страны.
Для решения этого вопроса видимо под эгидой мэрии города необходимо провести научно-практическую конференцию с участием ученых, интеллигенции, СМИ… Здесь же рассмотреть организационные вопросы и, возможно, уже в этом году отметить в сентябре День города, а точнее 1750-летие столицы Республики Южная Осетия. Благо отметить будет чем – новостроек и восстановленных объектов в 2015 году ожидается немало, одно восстановленное здание Госдрамтеатра чего стоит. Поэтому надо только решиться и подкорректировать бюд-жет страны, поскольку повод более чем того заслуживающий. И это именно тот случай, когда подобную добрую традицию вводить необходимо. Традицию, которая на генном уровне сплотит наш народ и воодушевит своими истоками…

Наверх