Война. Этнический конфликт. Холод. Голод. Землетрясения. Наводнения. Человеческие жертвы. Потери. Хаос. Социально-политическая неопределенность… Всех обстоятельств, пережитых народом Южной Осетии не пересчитать. И их результатом, как правило, являются массовые психические травмы. Мог ли остаться для югоосетинского общества бесследным грузино-осетинский конфликт, продолжительностью в 19 лет, с его перманентными войнами и операцией «чистое поле» в августе 2008 года? На этот и ряд других вопросов МИА «Южная Осетия сегодня» ответила психолог, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ЮОГУ Индира Габулова.

— Расскажите, пожалуйста, какие виды негативных моделей поведения и аномальных ситуаций в обществе можно отнести к термину постконфликтный синдром?

— Это страх, раскольничество, вероломство, наушничество, подстрекательство, соперничество, спор, конфликт,личностная правда.

Страх проявляется в поведении личности желанием избегать действий, уходить от решения своих жизненных проблем и неурядиц. Страх проявляется как реакция человека на внутреннее знание о неотвратимости наказания за допущенное искажение нравственных законов.От ощущения страха человеческое существо находиться в рабской зависимости от внешних условий жизни. Зависимость проявляется в неконтролируемых эмоциях, являющихся выплеском в окружающее пространство, и людей, в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения материальных амбиций и желаний, что приводит к возмущению в социуме.

Живущая в страхе личность всегда боится сделать эволюционный выбор в момент решения какой-либо задачи или дела, ибо одержима страхом и утратила свою волю. Она лишает себя возможности творить и созидать. Жизнь в страхе не позволяет личности признавать собственные ошибки, за которые она подспудно ждет наказания, а непризнание собственных ошибок является причиной настоящего и грядущего страдания.

Раскольничество направлено на то, чтобы внести разлад в деятельность единого сообщества с целью разъединить на отдельные части и противопоставить их друг другу. Раскольничество есть проявление принципа«разделяй и властвуй», разжигающего борьбу и непримирение между представителями различных культур вероисповедания, государствами и народами,между мужчиной и женщиной и далее. Этот список можно продолжать и развивать, ибо нет той сферы в пространстве, где бы ни проявилась отравляющая сущность раскольничества.

Сущность наушничества проявляется, чтобы подстрекая человека в своих корыстных интересах тайно распространять сплетни с целью нанести вред другому человеку или создать неблагоприятное мнение о нем в его ближайшем окружении,либо привнести сомнения в его компетентности и соответствии занимаемому положению.

Подстрекательство есть действие, направленное на то, чтобы побудить других людей на неблаговидные поступки во имя реализации нелицеприятных жизненных идеалов подстрекателя.

Объектом атаки соперничества является процесс сотрудничества, направленный на воплощение единого идеала развития общества.Личность, одержимая соперничеством, пытается привнести разлад в слаженную деятельность сообщества и затруднить интеграцию всех форм жизни в единый поток.Соперничество никогда не являлось реактором развития, ибо следствием соперничества становится рассинхронизация единых усилий, а потому — ослабление совместной деятельности.

Спор инициирует людей на словесное обсуждение какого-либо вопроса, при этом, каждый из участников завязавшегося спора, не имея конструктивных предложений по существу рассматриваемого предложения, стремится отстоять свое мнение, невзирая на ощутимый ущерб единому делу. Существует ошибочное мнение о том, что в споре рождается истина. Истина ни есть дитя спора. Истинная же суть всякого спора — непримирение и личностная правда, которую и отстаивают спорящие.

Конфликт всегда направлен на формирование позиции резкого и, зачастую, агрессивного несогласия между людьми по тем или иным вопросам. При этом каждый из участников возникшего конфликта слушает и слышит только себя и стремится всеми способами отстоять свою правоту.

Истинной сутью личностной правды является подспудное утверждение: «Прав Я!», а также проявление крайней формы низшего эгоизма.

— А какие патологические состояния встречаются в нашем обществе в послевоенное время?

— Почти все в разной степени. Среди многочисленных психологических последствий этнополитических вооруженных конфликтов, в таких зонах как Южная Осетия, повсеместно фиксируется рост агрессивной нетерпимости в личных и межэтнических отношениях. Обусловлено это социальной депривацией — лишения человека тех обстоятельств жизни, к которым он привык с детства, и социально-психологической дезадаптацией населения, умножением жертв среди гражданского населения вследствие вооруженного противоборства, вынужденных переселенцев и беженцев.

Принципиальная социальная аномия, т. е. беззаконие; отклоняющиеся поведения — суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение; социально-психологическая фрустрация — особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Все эти свойства и состояния характерны нашему обществу. В этих условиях и выросло новое поколение югоосетинской молодежи, требующее особого внимания и поддержки.

У нас особо фиксируется рост апатии иагрессивной нетерпимости в обществе, и, какие бы медицинские технологии мы не внедряли, пока психологические настроения в обществе не станут нравственными и добрыми, люди будут болеть и умирать, будут продолжаться попытки суицидального характера и т. д. Увеличатся генетические заболевания. Никогда в республике не было зарегистрировано такое количество детей с генетическими отклонениями, детей, не умеющих произносить буквы или даже разговаривать. И это тоже последствия войны, ведь их родители — дети войны. Когда у плодоносящего дерева больные корни (причины), а мы лечим только плоды (следствия), они (плоды) все равно будут болеть.

Этнический конфликт затронул наши самые тонкие струны и ужас в том, что война была то «мирная», то «горячая», и в этот период родилось и выросло поколение, которое уже получило опыт страха, который перерос в генетические проблемы.

Любая модель поведения передается по наследству, а за нами наши потомки, которые будут уже не такие как мы, а намного хуже, если не менять отношение к жизни и друг к другу. И то, что мы вложим в них сегодня,увеличится в десятки раз. Поэтому нам надо спешить вкладывать в наших детей добро, и учиться не выплескивать в окружающих свой негатив, потому что эмоции заражают также, как и грипп.

Общественная потребность в изучении моделей поведения стала очень необходимой. Есть такая фраза: «Чтобы не «улыбаться» у психиатра, нужно своевременно посещать психолога». Постконфликтный синдром ушел глубоко в подсознание людей и выдается периодическими негативными выплесками в общество.

— Означает ли это, что последствия постконфликтного периода отражаются и будут отражаться на подрастающем поколении?

— Да, естественно, если не предпринимать соответствующие меры… Жизнь молодежи в условиях, то «мирной войны», то «вооруженного противоборства» предопределила особые сложности социализации в ситуации социальной неопределенности и риска. Стала очевидной и значимой острая общественная потребность в изучении психологических моделей поведения, целенаправленного формирования толерантности, терпимости, уважения друг к другу и к другому мнению, позитивной этнопсихологической и новой государственно-гражданской идентичности, адаптации молодежи к мирной жизни.

Вне всякого сомнения, это проблема требует глубокого анализа. Сегодня необходим совместный поиск социальных и психологических технологий, средств стимулирования ресурсов межэтнической толерантности, позитивной стратегии адаптации.

Предполагается, что позитивная стратегия адаптации югоосетинской молодежи сопряжена с позитивной этнической идентичностью, появлением новых терминальных ценностей, связанных с формированием государственно-гражданской идентичности, и с высокой степенью ориентации на ценности образования и социально-профессиональной деятельности.

— Были ли предприняты какие-либо шаги к предотвращению прогрессирования подобного синдрома после военных действий 2008 года и были ли они вообще предприняты кем-либо?

Нет, никаких соответствующих мер не было предпринято. Как говорил австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд: «Единожды даже в детстве испытанный страх или же детская психологическая травма никуда не девается и, рано или поздно, срабатывает». Поэтому сказать, что были предприняты какие-либо попытки убрать или же исцелить постконфликтный синдром в обществе… Нет. Синдром убирается не с одного раза или двух, нужно системно работать с молодежью, это уже синдром генетического характера, который не лечится медициной, но его можно убрать, если не повторять негативных моделей поведения. У нас нет практикующих психологов и психологического центра, о какой работе может идти речь?..

— Насколько эффективна деятельность психологов, работающих на сегодняшний день в Южной Осетии?

У нас практически нет психологов, имеющих опыт консультативной работы с населением. Есть кафедра психологии в Юго-Осетинском Государственном университете, выпускающая весьма перспективных студентов, которые ежегодно становятся получателями именных стипендий Президента РЮО и др., но еще не имеющих опыта практической работы.

— Но какие-то исследования же все-таки проводились Вами и Вашими российскими коллегами?

— Результаты психологического исследования, проведенного в январе-феврале и июле-августе 2010 года, январе-феврале 2011 года в г. Цхинвал и ряде поселков и сел Южной Осетии под руководством доктора социологических наук Российского Государственного гуманитарного университета, профессора кафедры теории и истории социологии, академика, действительного члена Академии военных наук Н. Р. Маликовой красноречиво свидетельствуют о социально психологических ресурсах толерантности и интолерантности молодых южных осетин.

В ходе исследования было опрошено 300 молодых граждан Южной Осетии от 15 до 30 лет.

Обобщая результаты исследования, мы пришли к заключению,что «позитивная стратегия адаптации большинства югоосетинской молодежи обусловлена позитивным восприятием терминальных ценностей культурной, этнической, формирующейся новой государственно-гражданской идентичности… Увы, подтвердилась и гипотеза о минимизации социально-психологических ресурсов избирательной интолерантности, радикальных негативных настроениях среди подростков, демонстрирующих рост негативных чувств, этнических стереотипов, фобий в отношении грузин».

— Скажите, какие пути психологического оздоровления нашего социума Вы видите?

— Проведенное исследование дает основание утверждать необходимость безотлагательной практической реализации ряда мер по социально-психологической реабилитации и целенаправленной деятельности по формированию межэтнической и гражданской толерантности во всех образовательных, политических, культурно-досуговых организациях Южной Осетии. Следовало бы приступить к организации дальнейших углубленных этносоциологических и этнопсихологических исследований проблем адаптации молодежи в условиях конфликта и постконфликта.

Мы генетически здоровый этнос, имеющий хороший ресурс нравственности и толерантности. Но ресурс не безграничен, если егобездумно растрачивать, а не умножать.

Насущной потребностью является создание в городе Цхинвал Психологического образовательного центра. На основе солидарного обращения правительственных организаций и образовательных учреждений Южной Осетии к структурам, предоставляющим грантовую, спонсорскую поддержку реализации научно-исследовательских проектов, психологических образовательных тренинг-семинаров, можно было бы организовать летние волонтерские отряды российских студентов — психологов, социологов, этнологов и культурологов для работы по постконфликтной реабилитации молодежи. Полагаем, что для решения этих задач следует привлечь организационные возможности Министерства образования и науки, Министерства молодежной политики, спорта и туризма Российской Федерации и, в частности, Северной Осетии.

Мне же, со своей стороны, хотелось бы заключить, что да, не все мы психологи, но каждый из нас знает интегральный закон физики — закон сохранения энергии — основной закон природы, заключающийся в том, что энергия замкнутой системы сохраняется во времени. Говоря проще, энергия не может возникнуть из ничего и не может в никуда исчезнуть, она может только переходить из одной формы в другую. И в данном случае многое зависит от самого югоосетинского общества и от каждого индивидуума, в частности. Мы должны и можем преобразовывать наши негативные мысли и действия и направлять эту энергию на созидание, а не на саморазрушение.

Мадина Бязрова

Наверх