Уже много раз я убеждалась в том, что даже на далекую от музыкальной культуры публику как-то магически действует имя Бориса Галаева. Борис Галаев еще при жизни стал легендой. Знакомясь с его громадным вкладом в нашу музыкальную культуру, убеждаешься, что он, как человек страстно любивший свой народ, смог сотворить невозможное. За достаточно короткое время Борис Галаев, как подвижник, педагог, композитор, общественный деятель смог из малограмотных коллективов, поющих по слуху, выстроить целую и цельную систему музыкального воспитания, основал музыкальную школу, сформировал профессиональный ансамбль песни и танца. Б.Галаев воспитал целую плеяду одаренных музыкантов, которые стали основателями композиторской школы Осетии. Их имена сейчас у всех на слуху — Христофор Плиев, Илья Габараев, Зинаида Хабалова, Дудар Хаханов и многие другие.

«В ущельях Южной Осетии нет такого дома, где бы имя Бориса Галаева не произносилось с благоговением и признательностью. Творческий труд, снискавший ему столь большую любовь народа и популярность, действительно велики, — писал о Б.Галаеве композитор Феликс Алборов.

Сегодня, когда Б.Галаева называют не иначе как «мэтр музыкальной культуры Южной Осетии», особенно важным представляется исследовательский аспект его деятельности. Его популярный труд (единственное издание в 1964 г.) «Осетинские народные песни» сопоставим с «Историко-этимологическим словарем» Васо Абаева и бессмертными зарисовками нартского эпоса и осетинского быта Махарбега Туганова. До сих пор никто не смог повторить или привнести что-то более существенное в то, что сделал Борис Галаев.

«Образы осетинского музыкального искусства, публикуемые в настоящем сборнике, собраны видным собирателем осетинских народных песен Б.А. Галаевым, посвятившим этой работе более двадцати лет своей жизни», — пишет в своей рецензии редактор сборника Е.В.Гиппиус.

«Во время своих многочисленных собирательских поездок… он зафиксировал посредством фонографа свыше пятисот традиционных и современных песен и свыше двухсот инструментальных наигрышей», — свидетельствует Е.В.Гиппиус.

Нотная часть сборника называется «Традиционные песни и наигрыши». Ее предваряют две вводные статьи: «Осетинская народная музыка», где автор знакомит читателя не только с песней, но и достаточно красочно с танцами (рисунки к пляскам выполнены М.Тугановым) и с музыкальным инструментарием осетин. Вторая — специально написанная для этого сборника статья Васо Абаева «Осетинская традиционная героическая песня», где автор достаточно широко освещает жанр героической песни. Из 700 собранных и записанных песен и наигрышей в сборник вошла только часть. Опубликованный в нотациях материал поделен на 4 группы.

Это — зарджытæ (песни), хъарджытæ (причитания об умерших), кадджытæ (сказания о нартах) и инструменталон кафты цæгъдтытæ (инструментальные плясовые наигрыши).

Нотная документация этого сборника стала ценнейшим материалом для дальнейших исследовательских работ и обобщений. Тексты песен даются на осетинском и русском языках.

«Нотно-поэтический сборник, содержащий… в целом 100 номеров до сегодняшних дней остается единственным фундаментальным трудом в области осетинского этно-музыкознания», — пишет музыковед Т.Батагова.

Б.Галаев отдал югу Осетии из прожитых им 87 лет большую часть. Еще при жизни огромное множество благодарственных статей, публикаций посвящали ему его ученики, деятели науки и культуры.

И еще приведу небольшую цитату: «Все, кому дорога осетинская музыка, должны вписать имя Бориса Александровича Галаева на ее страницы крупными буквами. В этом видится закон преемственности, без которого нет истории, а без истории нет народа», — пишет Павел Ядых, композитор, общественный деятель, дирижер, лауреат премии им.К.Хетагурова.

Тамара Котолова

 

Наверх