В Цхинвале находится действующий храм святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Этот храм относится к  Х веку и является, пожалуй, самым древним на территории Южной Осетии.

Расположенный на юго-востоке города, храм производит сильнейшее впечатление своей красотой и законченностью форм. По мнению историков, строение имеет однозначное сходство с архитектурой аланских церквей на Северном Кавказе. В период позднего средневековья храм был реконструирован, обновлена каменная кладка.

Время не щадило святое место — в период атеистического безумия здесь была кощунственно организована… кузня. В результате этого стены храма просели, свод покосился, штукатурка с великолепными фресками частично осыпалась.

Рядом с церковью некими «предпринимателями» была образована торговая точка по продаже керосина, что также негативно сказалось на состоянии самого Храма и прилегающих к нему строений.

С середины 80-х годов ХХ в. предпринимались попытки восстановления деятельности храма, но удалось это сделать только в 2002 году, и несомненная заслуга в этом принадлежит настоятелю храма отцу Алексею, благодаря подвижничеству которого была не только восстановлена основная функция церкви, но и отремонтирован фасад храма, восстановлены фрески, реконструирован вход. Церковь фактически обрела новую жизнь.

Новое наименование церкви обусловлено вот каким обстоятельством. Как человек, принимающий при крещении новое имя, отрекается от всего нечистого и греховного в жизни до крещения, так и церковь нуждается в очищении, тем более после коммунистической вакханалии. Поэтому обретение храмом имени святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены — акт логичный и последовательный. Для осетин этот акт знаменателен еще и тем, что православие пришло к нам из Византии, из ее стольного града, названного в честь великого Константина.

О Жизни Царя Константина и Матери Его Царицы Елены

Константин был сыном Констанция Хлора царя западной части римской империи. Он с юных лет был внутренне отчужден от грязи придворной жизни. Его отличал живой любознательный ум, утонченная духовность в сочетании со скромностью. Константин был высокого роста и обладал недюжинной физической силой, что располагало в его пользу войско. Однако это же явилось причиной зависти многих, в частности, царя Галерия.

После смерти Констанция Хлора войско провозгласило Константина (306 г.) императором Галлии и Британии. Под впечатлением увиденных ужасных гонений христиан на Востоке, Константин первым долгом объявил в своих областях свободу исповедания христианства. В это время в римской империи царствовали сразу шесть императоров, и все они враждовали между собой. Миром и благоденствием наслаждались только подданные Константина. Константин понимал, что христианство — великая сила, способная преобразить мир, но он еще не был христианином. Без внутренней борьбы он не мог отказаться от староязыческих заветов. Наступившие грозные и трудные обстоятельства расположили его преклониться пред величием «распятого Бога», дивным образом утвердившего его в решении стать христианином.

Римляне, страдая под тяжким игом Максенция, решились тайно искать защиты у Константина, просили его избавить их от мучителя. Константин послал по этому случаю письмо Максенцию, дружески убеждая его прекратить насилие. Однако, Максенций еще более озлобился и начал готовиться к войне против Константина.

В 312 г. Константин решился предпринять военный поход против римского императора. Отважного полководца любили солдаты, но нелегко было заставить армию войти с мечом в сердце Италии, великий Рим, священный для народов того времени. Константин не был свободен от невольного страха, тем более, что он сам никогда не видел Рим. Размышляя о состоянии империи, ищущей защиты у идолов, о помощи Божьей, неоднократно явленной ему, он признавал безумием держаться языческих богов. Константин начал молиться Богу, просить Его о помощи в предстоящем деле, и молитва его была услышана: Господь Своим явлением утешил его и указал, что подобает делать. Во сне ему явился Христос со знамением и Константин истолковал его как знак победы. После этого Константин полно и осознанно принял христианскую веру.

3 июня православная церковь отмечает День святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

Поход, предпринятый Константином для освобождения Рима от жестокого тирана, ознаменовался его победой. Константин вступил в Рим, и народ встречал его с великой радостью. Сознавая, что эта победа дана с Божьей помощью, Константин водрузил на самом людном месте города священную хоругвь. Позже римляне установили здесь статую нового императора.

Константин первый из Цезарей указом от 314 г. предписал подвластным народам полную веротерпимость, христианам разрешал свободно поклоняться Единому Богу. За этим последовали другие указы, благоприятные для церкви Христовой: была запрещена казнь на кресте, кровавые игрища в цирке, прекращены языческие жертвоприношения, установлено празднование воскресного дня, по всем городам начались освящения церквей, везде слышались благодарственные молитвы Богу и т.п.

Между тем, как на Западе христиане благоденствовали под управлением Константина, совсем иное было на Востоке, где царствовал Ликиний, воспитанный при дворе Диоклетиана, и в душе ненавидящий христиан. Ликиний проявлял к Константину коварство и двоедушие. С течением времени отношения между императорами обострялись. Наконец, Ликиний перестал скрывать свои замыслы и вступил в открытую борьбу против Константина.

В 323 г. разгорелась жестокая борьба между ними. Эта война должна была окончательно решить судьбу христианства в Римской империи, обнимавшей собой «всю вселенную». Оба императора готовились к решительной битве, каждый сообразно со своей верой. Казалось, что одряхлевшее язычество ополчилось против христианства, явившегося в мир обновить человечество. Константин перед сражением удалился в палатку, молитвой и постом готовился к бою, поручая самого себя и свое дело высшему небесному водительству. Христиане усердно молились. Священное знамя высилось среди полков Константина и воодушевляло людей надеждой на небесную помощь.

Языческие жрецы предвещали победу Ликинию, но Бог даровал ее Константину.

В 323 году Константин стал единодержавным государем всей Римской империи. Эта победа еще раз убедила Константина, что земные блага и успехи даруются служителям истинного Бога. Став властелином Римской империи, он объявил веротерпимость во «всей вселенной».

Константин в христианстве видел важнейшую опору, основной залог могущества и преуспеяния государства. Константин, как явный покровитель христиан, был мало любим в Риме, где оставалось много языческих обычаев. Римляне, благодарные освободителю за избавление от тирана, не могли по достоинству оценить деятельность императора. В нем они усматривали нарушителя старонародных порядков.

В уме Константина зародилась мысль создать новую столицу, город христианский. Константину полюбилась Византия, небольшой городок на берегах Босфора и он сделал его новой столицей. Главным украшением нового города были храмы, посвященные Богу. Попечительность Константина простиралась и на другие христианские нужды. Новая христианская столица, получившая название «град царя Константина», Константинополь быстро расцвела и затмила величие самого Рима. Теперь Константин не мог оставаться равнодушным к поруганной «колыбели христианства», месту земной жизни Господа Иисуса. Как воин, проливший много крови, он считал себя не достойным прославить само «живоносное Древо», на котором был распят Господь. Это намерение Императора исполнила его мать царица Елена, которую он отправил в Иерусалим.

В Иерусалиме Елена находилась среди толпы, раздавала щедрую милостыню, являя пример искреннего благочестия.

В Палестине места, освященные евангельскими событиями, к этому времени уже давно подверглись опустошению. Самое дорогое место для верующего христианина — пещера гроба Господня была засыпана мусором. По указаниям Елены, идольские капища на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. Церкви на средства царицы были построены в Вифлееме над пещерой Рождества Христова, на месте вознесения Господня. Храмами были украшены места успения пресвятой Богородицы и явления Бога Аврааму. Главной заботой старицы было исполнение желания ее сына — отыскать Древо, на котором был распят Спаситель. Благодаря чуду Крест Христов был найден.

Получив от матери Елены бесценное сокровище- частицу Святого Креста — Константин решил украсить пещеру гроба Господня и построить храм, который бы был «великолепнее всех храмов, где-либо существующих». Храм этот представлял собой чудо красоты и приводил в восторг современников.

Константина заботила и внутренняя жизнь Христовой церкви. Церковь своим внутренним миром должна привлекать к себе население, постепенно обращая все государство в один сплоченный организм — в этом он видел свое счастье и счастье подвластному ему народа.

Наверх