Одним из самых загадочных и мистических артефактов на территории Южной Осетии считается знаменитый Морехский или Морахский крест в Кударгоме рядом с селением Кобет.

Большой каменный крест, установленный посреди зеленой долины в окружении горных вершин, давно привлекает внимание местных жителей, ученых и туристов, и заодно кладоискателей. Происхождение креста, точный возраст и предназначение до сих пор являются настоящей загадкой.

Заинтересовавшись этим вопросом, мы опросили большинство югоосетинских исследователей, в первую очередь известных археологов и этнографов, но и для них Морахский крест окутан мраком тайны.

Никаких исследований или упоминаний в исторических источниках об этом уникальном памятнике нет по сей день. Редкие легенды отрывочны и слишком туманны, чтобы пролить свет на происхождение памятника.

Есть предание, что вокруг Морахского креста в средние века располагался монастырь, от которого, мол, не осталось и следа. Согласно той же легенде во время очередного набега враждебных племен монастырь был разрушен, однако монахи успели закопать церковное золото под крестом.

Поверив этой легенде, еще в советские времена доморощенные «том сойеры» подкопали крест в Морах. Золото они, конечно, не нашли, но памятник после этого стал наклоняться в сторону.

Уже в наши дни кто-то даже попытался вывезти крест из Южной Осетии, но преступление удалось предотвратить.

Чтобы избежать падения креста, местные жители восстановили каменный крест.

Кстати легенду о монастыре югоосетинские историки и археологи не подтверждают. По словам кандидата исторических наук Мурата Джиоева, никаких поселений, могильников или монастырей на территории вокруг креста не обнаружено. По внешней атрибутике он относит морахский артефакт к византийским крестам. Историк исходит из того, что по своей конфигурации памятник в Морах представляет собой каменный крест с расширяющимся лопастями.

Предположения о времени установки тоже разнятся, одни относят артефакт к 11 веку, другие — к 15-16. Есть мнение и о более древнем периоде происхождения памятника.

Предназначение морахского артефакта: параллели и эзотерика

На заре распространения христианстве крест часто водружался как знак начавшейся христианизации края.

Каменные или деревянные кресты служили также ориентирами на местности, указывая на то или иное направление. Были и межевые или пограничные кресты, могильные, обетные – в честь исполнения данного человеком обещания.

Впрочем, в случае с Морахским крестом эти варианты вряд ли кто-то сможет подтвердить или опровергнуть.

Пролить свет на происхождение загадочного артефакта может изучение аналогичных памятников, тем более что каменные кресты всевозможных форм и стилей очень часто встречаются на пространстве Евразии, — говорят юго-осетинские историки. В особую группу выделяются кельтские кресты с их солярным кругом, армянские хачкары, представляющие собой настоящие произведения искусства. В Древней Руси чаще встречались деревянные кресты. Много общего у тех каменных крестов, которые встречаются на Кавказе и Северном Причерноморье.

Мурат Джиоев проводит параллели между Морахским крестом и не менее загадочным памятником, расположенным в Северной Осетии. Речь идет о Заманкульском кресте – «Зылын цырт», как его называют на осетинском. Рядом с ним тоже не обнаружено никаких строений, ни христианского кладбища. Раскопки тоже не дали ответа. На кресте нет ни надписей, ни каких-либо изображений, которые могут пролить свет на его происхождение.

Как и в случае с Морахским крестом, идей и предположений много, но подтверждений им нет.

«Историк и археолог Кузнецов предполагал, что крест мог быть установлен в память о гибели близ этого места русского князя Михаила Тверского, — говорит Мурат Джиоев. — Но он сам признавал, что подтвердить эту версию невозможно».

Этнограф, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов отмечает, что подобный крест находится и напротив Чемертского моста в Кехви. По его словам, такие кресты ставили в особых местах, где происходили необъяснимые вещи, к примеру, там, где люди видели видения.

Версии

Есть и другие версии, которые связывают тот же Заманкульский «Зылын цырт» и Морахский крест с дохристианскими верованиями предков осетин, опираясь на тот факт, что, крест, в общем-то является не только христианским символом и распространен с самых древних времен как сакральный религиозный символ.

Если исходить из этой полумистической теории, то и «Зылын цырт» и крест в Морах установлены в классической ритуальной поляне «Симды фаез», где в центре находится алтарь – «дзуар». Местность и расположение креста в Морах действительно подходят под эти критерии.

При этом утверждается, что в урочище Морах первоначально располагался Асгард-Мыкалга-бырта, а крест был древним культовым сооружением.

Еще более экзотическими можно назвать версии, опирающиеся на изыскания профессора-ариософа Г. Вирта, который утверждал, что древнейшим западным сакральным центром была земля Мо-Уру. Это название упоминается в зороастрийском священном писании – Бундахишне, где оно отождествляется с великой стоянкой арийских предков. Мо-Уру в разнообразных фонетических вариациях упоминается и в ближневосточных источниках – Морейа, название холма, где Авраам готовился принести Исаака в жертву Богу, и в кельтских сагах, где говорится о стране Мориас или Муриас, родине северных божественных племён Туата де Дананн.

В скандинавских культах знаменитый каменный круг культового языческого центра в Упсале назывался Морастен, то есть камень Мора и т. д.

Вирт предполагает, что древние племена амореев были потомками древнейших выходцев из этого сакрального центра в Северной Атлантике, и география этой земли позднее была перенесена на историческую топонимику новых расселений людей Мо-Уру.

Топоним Морах для сторонников этой теории оказался подозрительно похожим на Моуру и Мориас, тем более если верить филологам, то Морах не этимологизируется ни в осетинском, ни в грузинском языках. Сходное слово в грузинском языке моурави считается заимствованием.

Как видим, тайна Морахского креста никого не оставляет в покое, заставляя выдвигать самые разные объяснения.

Мистики нет

Впрочем, среди исследователей есть и закоренелые скептики, которые напрочь исключают какие-либо мистические параллели, считая, что ничего загадочного в происхождении Морахского креста нет.

Ведущий научный сотрудник СОИГСИ, доктор исторических наук, археолог Руслан Дзаттиаты, которого мы также попросили пролить свет на тайну креста в Морахе, считает его обычным крестом, которые были в церквях.

«Недалеко от этого места была церковь, в которой находился этот крест. Его, судя по всему, вынесли оттуда. Это алтарный крест, никакой тайны в его происхождении нет», — уверен Руслан Дзаттиаты.

Впрочем, даже если это и так, все равно Морахский крест и окружающая его местность не может не вызывать интерес еще из-за одного обстоятельства.

Рядом с загадочным памятником множество источников ключевой воды и нарзана. Седловина заболочена, но болотная грязь обладает здесь лечебными качествами. Как писал Нафи Джуссойты, местные жители знали об этом давно и пользовались природной лечебницей в случае необходимости. В одной из своих статьей он приводил слова заслуженного врача Южной Осетии Виктора Джуссойты, который с помощью целебной морахской грязи излечился от болей в суставах. Причем попробовать лечение грязями седловины Морах ему предложил его отец.

Виктор Джуссойты даже предлагал построить на этом месте грязелечебницу.

Подытоживая наш небольшой рассказ, остается добавить, что Морахский крест ждет своих исследователей, которые смогут опровергнуть или доказать какое-либо из высказанных предположений. Возможно, разгадка позволит нам лучше узнать многие стороны жизни наших предков или действительно ничего серьезного за этим артефактом не скрывается.

И. Тедеева

Наверх