8 октября в 17:00 в Государственном киноконцертном зале «Чермен» состоится вечер поэзии, посвященный 70-летию Таймураза Хаджеты.

Таймураз Хаджеты родился 1 марта 1945 г. в сел. Ногкау Кударского ущелья Южной Осетии в большой семье, почитающей труд и национальные традиции. Детство его прошло в родных горах, учиться он начал в Квайсе, окончил среднюю школу в 1964 г. в Цхинвале. После службы в пограничных частях Советской Армии Таймураз в 1968 г. поступил в Литературный институт им. М. Горького. Именно там, в творческой атмосфере столицы, крепло поэтическое дарование будущего мастера осетинской литературы.

Стремясь к творческой самостоятельности и дабы не пребывать под сенью имени своего старшего брата – Нафи Джусойты, уже добившегося широкого признания в научном и писательском мире Кавказа, России и СССР, Таймураз избрал себе литературный псевдоним Хаджеты, отдав дань памяти своему деду, которого звали Хадже.

В 1979 году Т.Хаджеты стал членом Союза писателей СССР. Это был необходимый атрибут советской действительности для минимальных возможностей быть изданным. Таймураз же достиг гораздо большего – он стал поистине народным поэтом, которого действительно читали, любили, ценили за самобытность и исключительную проникновенность.

В поэзии Таймураза Хаджеты соседствуют казалось бы несовместимые нежность и жесткость, тонкость и резкость. Кому-то это может показаться подозрительно неизящным, однако приглядевшись и прислушавшись, мы увидим, что небесный кузнец Курдалагон подарил своему любимому герою Таймуразу Хаджеты свой самый тонкий молот, и он был способен выковать из него самые изящные стихи.

Говорят, характером Хаджеты был «крепким орешком», и это видно сквозь строки написанных им поэтических произведений. Порой в них пробуждается неистребимая воинственность, дразнящая и пугающая. Он как настоящий мужчина близок к эстетике рыцаря и одновременно не приемлет томность лакированной поэзии, которые в великом множестве заполняли своей сладкословной продукцией страницы многих советских журналов.

Своим образом и образом своего мышления он в некотором роде реабилитировал понятие о характере настоящего поэта: это не слюнявый эстет, а мужчина с твердым духом, тонкой душой и десницей мастера. Мятежный дух в нем борется с образом мужчины — отца семейства. Отчаянный в любви и независимый по образу и характеру всего своего творчества, своего жизненного поведения, отвергая многое из устоев окружающей жизни, он так умел радоваться счастью жить.

Гордый бунтарь Таймураз умел произносить простые слова, полные любви и ощущения красоты жизни. И при этом каждый прожитый день, что важно отметить, он оставался поэтом. Это право он не отдавал ни за какое счастье. Ясно прослеживается также другое жизненное кредо Таймураза Хаджеты: счастью подчиненности (в чем бы это не выражалось) он предпочитал несчастье свободы. То, что обыватели называют бунтарством, мятежом, он считал верностью себе, свободе. Было нечто вызывающее в этом юноше, что будоражило покой окружающих его людей. От его поэзии словно исходил дух, угрожающий снести налаженное и отрегулированное течение советской обыденности. Он словно ветер врывался в сознание и мог перепутать все эстетично уложенные в аккуратную стопку странички…

Наверх