Ровно год назад на 80-м году ушла из жизни Зинаида Хабалова. Легендарная личность-композитор, музыкальный и общественный деятель, педагог — Зинаида Савельевна Хабалова являлась еще и рекордсменкой. Ее имя даже внесено в книгу рекордов Гиннеса, как единственная в мире женщина-композитор, написавшая наибольшее количество симфоний.

Человек большого дарования, Зинаида Хабалова обогатила музыкальное искусство Осетии выдающимися произведениями, проникнутыми остротой образных характеристик и оригинальностью средств музыкального выражения.

Родилась в г. Цхинвал (Сталинир), в осетино-еврейской семье. Училась в музыкальной школе Сталинира, у педагога, ленинградской пианистки Е. Л. Мазинг.

Отличительной чертой её творчества является жанровое богатство. Живой многогранный талант – определяет сущность и неповторимость жизненного пути композитора. Борис Александрович Галаев был ее первым учителем-наставником.

Более 10 лет Зинаида Савельевна являлась художественным руководителем Государственного вокально-инструментального ансамбля «Бонварнон».

Зинаида Хабалова как женщина-композитор, написавшая наибольшее количество симфоний, вошла в книгу рекордов Гиннеса.

В её наследии: опера «Фатима», 18 симфоний, больше количество вокальных, хоровых, инструментальных произведений. Творческие и общественные заслуги композитора нашли высокую оценку и признание. Зинаида Хабалова – заслуженный деятель искусств РСО-А (1989), народная артистка РСО-А (1992), народная артистка Кыргызстана (1995), лауреат первой премии ЮНЕСКО «Манас-1000» (1995). В 1995 году она была избрана действительным членом Российской Академии естественных наук.

«Зинаида Савельевна навсегда останется в нашей памяти выдающейся личностью, человеком большого дарования и высочайшего профессионального мастерства. Выражаем глубокие и искренние соболезнования родным и близким Зинаиды Савельевны Хабаловой», — сказано в сообщении Министерства культуры РЮО.

Зинаида Хабалова навсегда останется в памяти современников выдающейся личностью, человеком большого дарования и высочайшего профессионального мастерства. После окончания Орджоникидзевского училища искусств З.Хабалова училась в Тбилисской консерватории в классе композиции профессора А. Шаверзашвили. Дипломной работой З. Хабаловой стала трехактная опера «Фатима» по поэме классика осетинской литературы Коста Хетагурова.

Искренне и горячо в своей музыке рассказывала З. Хабалова о любимой Осетии всему миру, но с не меньшей любовью и интересом относится к другим национальным культурам… К инонациональному музыкальному фольклору композитор обращается именно в масштабных оркестровых композициях. На музыкальном фольклоре Израиля основаны две симфонии музыканта – Двенадцатая «Садот», посвященная 3000-летию Иерусалима и Семнадцатая «Холокост».В Симфонии №6 («Синяя. Homo Faber!») звучит мелодия старинной английской баллады. «Христианской» (с подзаголовком «Москва Златоглавая») названа Шестнадцатая симфония, исполненная в июне 1996 года в Колонном зале Дома Союзов в преддверии празднования 850-летия Москвы. Концерт-поэма для фортепиано и симфонического оркестра «Дружба» — основан на осетинских, абхазских, аджарских, грузинских народных песенно-танцевальных интонациях и мотивах… Творческие и общественные заслуги композитора нашли высокую оценку и признание: Член Союза композиторов СССР, Действительный член Российской Академии естественных наук, Лауреат первой премии ЮНЕСКО, Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, Народная артистка Северной Осетии, Народная артистка Республики Кыргызтан, лауреат первой премии ЮНЕСКО «Манас-1000» (1995).

Более 10 лет Зинаида Савельевна являлась художественным руководителем Государственного вокально-инструментального ансамбля «Бонварнон». Композитор З.Хабалова разделяла в своем творчестве взгляды тех культурфилософов, кто утверждает, что «если музыка это микрокосм, то она должна соответствовать макрокосму мира». Творчество Зинаиды Хабаловой – это микрокосм ее жизни, и макрокосм ее вдохновения, и мегакосм творческого воплощения», –писала о З. Хабаловой Екатерина Гарус.

Наверх