Президент Анатолий Бибилов лично руководил работами по восстановлению энергообеспечения

В субботу, 23 декабря зима нанесла неожиданный удар по Южной Осетии. Конечно, ждать от самого холодного периода года другой погоды — нельзя. Но длительное время в Южной Осетии не было чрезвычайных ситуаций, связанных с электроэнергией. Оттого привыкшие к естественным благам цивилизации — газу, водоснабжению и электроэнергии, граждане были ошарашены обесточиванием республики. Вдобавок ко всему обильные снегопады отрезали Южную Осетию от России, был закрыт Транскам. В дома и квартиры перестала поступать вода.

Первые минуты и часы отсутствия без электричества все списали на технические неполадки. Однако проблема оказалась гораздо сложнее. Непрерывный снегопад в Дзомагском ущелье вывел из строя систему энергоснабжения республики, причем на нескольких участках. На полные три сутки республика погрузилась в доэлектрический век. Самым ходовым товаром оказались свечки, которые скупались пачками. Вновь загрохотали генераторы у состоятельных и бережливых жителей. На освещенные окна в домах многие смотрели с завистью.

Первая информация, которая просочилась по разным источникам, гласила, что источники аварии находятся на территории России. Однако обрывы произошли на территории Южной Осетии. И здесь нельзя не отметить, что отсутствие достоверной информации стало причиной серьезной деморализации населения. Будь у МЧС и «Энергоресурс» свои сайты, на которых бы размещалась оперативная онлайн информация о текущей ситуации, удалось бы избежать масштабной нервозности и неопределенности.

Пока люди обустраивали быт, борясь с темнотой, отсутствием воды и тепла, экстренные службы МЧС, ГУП «Энергоресурс», дорожники а также подразделения Минобороны и даже МВД, включились в тяжелую работу по поиску и устранению причин аварий. Несмотря на тяжелые погодные условия на Транскаме, смог прорваться в Южную Осетию и президент Анатолий Бибилов, который лично взял ситуацию на контроль и вместе с экстренными службами руководил восстановительными работами на месте аварии в Дзомагском ущелье.

В высокогорное ущелье была брошена тяжелая спецтехника, которая пробивала дорогу сквозь толщу снега к местам аварий. Группе журналистов нашей газеты и информагентства «Рес» удалось прорваться к местам аварий на ЛЭП. Несколько километров вглубь Дзомагского ущелья и обратно представители СМИ прошли пешком в сопровождении Дзауских ОМОНовцев.

На месте аварии ЛЭП кипела работа. Мощный бульдозер расчищал место, чтобы энергетики смогли вплотную подобраться к опоре ЛЭП и связать высоковольтные кабели, оборвавшиеся от тяжести снега и повалившихся на них деревьев. Ловкий снегоход маневрировал на снегу, перевозя энергетиков, снаряжение и оборудование. В глубоком снегу увяз даже большегрузный транспорт. Несколько десятков бойцов МЧС, Госохраны, Минобороны и ОМОН министерства внутренних дел тоже принимали участие в операции. В общей сложности свыше сотни человек было брошено на ликвидацию нештатной ситуации. Там же находились министр внутренних дел Игорь Наниев, командир ОМОН Игорь Плиев, глава спортивного ведомства Сергей Зассеев. Невзирая на должность, все делали общее дело, помогая энергетикам во всем.

Свою помощь в ликвидации аварий предложила Россия. Наши российские братья не остались в стороне от нашей беды и с целью поиска мест обрывов, в воздухе постоянно кружил вертолет, совершая облет по маршруту ЛЭП.

«В результате сильного снегопада, в нескольких местах произошли аварии. Мокрый снег налипал на провода и под их тяжестью линии не выдерживали и рвались, а в одном месте упавшее дерево порвало линию», — сказал журналистам генеральный директор ГУП «Энергоресурс» Алан Габараев, на ходу отвечая на вопросы журналистов, руководя параллельно работами.

По его словам, в первые сутки аварии было обнаружено три повреждения, которые были устранены в течение двух дней.

«На третьи сутки, в поисках других мест аварий, мы пешком прошли вглубь ущелья, и нашли четвертую поврежденную линию. Но так как техника бы не смогла подняться на место аварии, нам пришлось работать пока над расчисткой дороги и вот мы сейчас работаем и восстанавливаем поврежденную линию. Наши ребята еще проверили линии вглубь ущелья на четыре километра. Но до подстанции еще тринадцать километров и туда невозможно пробраться даже пешком. Поэтому нам пришлось запросить помощь у российских коллег и вертолет, в ходе облета маршрута ЛЭП, не обнаружил других аварий», — сказал Алан Габараев. По его словам, обследованные энергетиками участки линии электропередачи более не вызывали обеспокоенности. Были сомнения по участкам в самых труднодоступных районах ущелья. Запредельное количество выпавшего снега делало невозможным быстрый доступ туда. Но эти участки осматривали с воздуха российские летчики. И оставалось ждать информации от российского МЧС.

Президент Анатолий Бибилов наряду со всеми принимал непосредственное участие в операции.

«Сегодня будет и вода, и дорога, и электричество. Хочу поблагодарить работников энергосети, сотрудников МЧС, МВД, ОМОН, Минобороны РЮО за активную работу. Они проделали все для ликвидации чрезвычайной ситуации. Я понимаю, люди сидели без света, воды и тепла, но и соответствующие службы не сидели сложа руки. Все работали над устранением проблемы. Вы сами видите, необходимая техника здесь работает. Личный состав обозначенных подразделений находится здесь и надо ценить их труд и усилия. Мы должны благодарить их за тяжелый труд. Паниковать не надо. Мы все вместе живем в таких же условиях, и мы сделаем все для стабилизации ситуации», — обратился к народу Анатолий Бибилов.

Вместе с тем Президент признал, что существовало отсутствие достоверной информации о ходе ремонтных работ.

«Должно быть информационное сопровождение в таких случаях и население должно быть информировано обо всем, в этом я с вами абсолютно согласен. Мы как могли, так информировали через социальные сети и через другие средства массовой информации о ходе восстановительных работ. Но полностью, к сожалению, население Южной Осетии информацией не обладало и, может быть, поэтому и складывались такие панические настроения у некоторых», — сказал Анатолий Бибилов, еще раз заверив всех, что скоро все проблемы будут устранены и республика выйдет из сложной ситуации. Гарантии Президента тотчас разлетелись по республике через звонки по мобильным телефонам от журналистов и участников операции к родным и близким. Все ждали развязки трехдневной эпопеи и титанических усилий…

Солнце постепенно начало спускаться за горы и после подготовительных работ электрики приступили к восстановлению оборванной линии электропередачи. Энергетики растягивали кабель, автовышка вплотную подъехала к высокой опоре ЛЭП и в течение короткого времени нарушенная линия была подсоединена. Все с нетерпением ждали информации от российских спасателей. От подтверждения российскими спасателями информации о стабильной ситуации по участкам, которые осматривали с воздуха, зависело многое. Но беспокойство было напрасным… И уже вечером в домах и квартирах граждан республики появилась электроэнергия.

Южная Осетия в очередной раз вышла из непростого положения. Но эта нештатная ситуация должна стать импульсом к осмыслению для принятия мер по недопущению в будущем подобных эксцессов, парализовавших жизнедеятельность республики. Необходимо продумать и изучить вопрос резервных источников электроэнергии, к примеру, резервной ЛЭП. И пример Крыма, куда Россия в кратчайшие сроки провела линию электроэнергии, запитав жизненно важной энергией весь полуостров с полуторамиллионым населением, весьма показателен. Крайне важна и информационная составляющая. Соответствующие ведомства должны разработать систему информирования и оповещения населения о нештатных ситуациях и мерах, которые предпринимаются экстренными службами по деблокаде. Это особенно важно в условиях чрезвычайной ситуации, в которой оказалась республика. Но важно то, что Новый год мы встретим в теплых и освещенных домах.

Александр Келехсаев

Мадина Бязрова

Дзомагское ущелье

Наверх