29 января 1991 года, был похищен Председатель Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики Т.Г.Кулумбегов

В конце 80-х годов ХХ века политическая жизнь Юго-Осетинской автономной области бурлила. События сменялись стремительно, от прежней размеренной жизни не осталось и следа.

Все началось с появления в СМИ Грузии в 1988 году статей, в пренебрежительном тоне отзывавшихся о языке и культуре других народов, населяющих республику, выдвигавшие идею ограничения рождаемости для лиц негрузинской национальности и т.д. Был опубликован проект государственной программы развития грузинского языка, реализация которой вела в перспективе к потере для осетин любой автономии, даже культурной.

В таких условиях резко возросла активность людей, шла политизация масс. В ноябре 1988 года в Южной Осетии возникло демократическое движение «Адæмон Ныхас», объединившее под своим началом представителей передовой интеллигенции и студенчества, которое на первых порах не преследовало никаких политических целей: культурное и духовное возрождение нации, сохранение языка, противостояние насильственной ассимиляции — такова была программа движения, но и этого было достаточно, чтобы в Грузии началась настоящая антиосетинская истерия. Юго-Осетинскую автономную область стали именовать «так называемая Южная Осетия», ввели термин «Самачабло», слышались требовании о ликвидации автономной области и т.д.

10 ноября 1989 года чрезвычайная 12-я сессия Совета народных депутатов автономной области приняла решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую автономную республику в составе ГССР. Президиум Верховного Совета ГССР отменил решение сессии Юго-Осетинского областного Совета, признав его антиконституционным. Вместо того, чтобы начать переговоры с депутатским корпусом, общественностью Южной Осетии, власти Грузии спровоцировали проведение так называемого «мирного митинга» в Цхинвале, приведшего, как всем известно, к тяжелейшим последствиям.

Напряженность усилилась после принятия на 13-й сессии Верховного Совета ГССР постановления «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии». На 14-й сессии была заложена основа для разработки юридического механизма восстановления государственного суверенитета Грузии, были признаны недействительными все законы СССР на ее территории. Такое развитие политических процессов в Грузии вызвало обеспокоенность осетинского народа за свою судьбу.

20 сентября 1990 года была созвана 14-я сессия Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов. Помимо депутатов на ней присутствовали ответственные партийные и хозяйственные работники, представители «Адæмон Ныхас», общественности. Вторым пунктом порядка дня сессии стоял вопрос «О работе комиссии по обобщению предложений «Декларации о суверенитете Южной Осетии» (докладчик Нафи Джусойты). С предложением по этому вопросу выступил директор школы №2 Торез Кулумбегов.

Свою трудовую деятельность после окончания в начале 60-х годов Юго-Осетинского госпединститута Т.Кулумбегов начал с должности пионервожатого в школе №2. Организаторские способности, работоспособность, инициативность способствовали его продвижению по службе. С 1965 года он — заведующий отделом обкома комсомола, с 1967 г. — первый секретарь Цхинвальского горкома комсомола, в 1972 — 1974 гг. — председатель горисполкома. В течение трех лет был слушателем ВПШ при ЦК КПСС. По возвращении был назначен на должность председателя Госкомитета Южной Осетии по телевидению и радиовещанию. Был отстранен от должности и по определенным причинам продолжительное время оставался без работы. В 1986 г. начал работать директором школы, пользовался любовью и уважением педколлектива и учащихся.

Когда Южная Осетия стала подвергаться нападкам со стороны Грузии, Торез Кулумбегов встал на защиту ее интересов, активно включился в дело сохранения области. Торез Георгиевич сказал на 14-й сессии, что «Декларация о суверенитете» решает судьбу нашей области, ее необходимо принять по пунктам. И далее предложил назвать Юго-Осетинскую автономную область Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. Именно Торез Кулумбегов первым выдвинул предложение, требующее большого мужества и воли. Предложение поддержали депутаты. «Декларация о суверенитете Южной Осетии» была принята большинством голосов. Таким образом, решением 14-й сессии Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов 20 созыва от 20 сентября 1990 года Юго-Осетинская автономная область была преобразована в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику. Под этим решением свою подпись поставил являвшийся в то время председателем исполкома Совета народных депутатов ЮОАО Феликс Михайлович Зассеев.

21 сентября 1990 года Президиум Верховного Совета ГССР признал решение сессии недействительным. 16 октября, на 15-й сессии областного Совета народных депутатов, было внесено предложение по образованию Временного комитета Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Демократической Республики, а его председателем был избран Торез Кулумбегов. Он предложил переименовать статус областного депутата в статус депутата Верховного Совета в связи с преобразованием автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику и провести выборы в Верховный Совет ЮОСДР.

Чрезвычайная 16-я сессия вновь подтвердила статус республики, изъяв из ее названия «временный» и «демократический». Теперь ее название звучало — исполнительный Комитет Совета народных депутатов Юго-Осетинской Советской Республики.

9 декабря состоялись выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Республики, в которых приняли участие 72 процента избирателей. В ВС было избрано 64 депутата. 10 декабря начала работу первая сессия Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики. Сессия избрала Тореза Кулумбегова Председателем Верховного Совета ЮОСР.

11 декабря 1990 года состоялась сессия Верховного Совета Республики Грузия, принявшая закон об упразднении автономии Южной Осетии с внесением соответствующих изменений в Конституцию Грузии.

Чуть больше месяца дали поработать Торезу Кулумбегову на этой ответственной должности грузинские власти. 29 января 1991 года с базы войск МВД СССР в Цхинвале во время переговоров с грузинской стороной с участием руководства войск МВД СССР и парламентской делегации Северной Осетии Председатель ВС ЮОСР Т.Кулумбегов был похищен. Около года он находился в заключении. Все это время депутаты ВС ЮОСР проводили многочисленные акции с требованием освобождения Т.Кулумбегова, отправляли письма в разные инстанции, в том числе в ООН.

2 февраля на пресс-конференции председателя Верховного Совета Республики Грузия Звиада Гамсахурдиа на вопрос: «Как известно, задержан лжепрезидент Юго-Осетии. Какую реакцию вызвало это?» Гамсахурдиа ответил: «Что касается лжепрезидента, он руководитель банд. Прокуратура обвиняет Кулумбегова в пропаганде войны и террора, в разжигании национальной розни, что он практически и осуществляет. Ведется следствие и будет выявлена его виновность».

Виновность выявляли почти год, да так и не выявили. Лишь после падения режима Гамсахурдиа и прихода к власти Временного правительства было объявлено, что Торез Кулумбегов будет передан делегации Южной Осетии. Посредническую функцию по освобождению Т.Кулумбегова взяло на себя Одесское осетино-грузинское общество согласия и Комитет печати и информации Южной Осетии, который в то время возглавлял Станислав Кочиев.

6 января 1992 года из грузинских застенков был освобожден Председатель Верховного Совета Республики Южная Осетия (26 ноября 1991 года сессия ВС приняла решение о переименовании Юго-Осетинской Советской Республики в Республику Южная Осетия) Торез Кулумбегов — узник совести № 1 по определению организации «Международная амнистия». 9 января 1992 года он был доставлен в Цхинвал и продолжил работу в должности Председателя Верховного Совета РЮО. В сентябре 1993 года постановлением ВС РЮО Т.Г.Кулумбегов был отозван с поста председателя Верховного Совета РЮО, после чего переселился с семьей в Москву. В октябре 2006 года скончался после тяжелой болезни. Был с почестями похоронен на родине, в г. Цхинвале. Торез Кулумбегов — один из тех людей, которые вершили историю Южной Осетии своими руками. Современники и потомки не должны забывать этого.

Ульяна Джиоева

Наверх