Ситуация в Грузии набирает новые обороты. В преддверии выборов главы государства экс-президент Грузии Михаил Саакашвили все чаще изъявляет желание вернуться на Родину. Чтобы получить возможность участвовать в политической жизни Грузии, он потребовал вернуть ему грузинское гражданство.

Судя по всему, выборы президента пройдут очень непросто и, вероятнее всего, будут сопровождаться общим осложнением ситуации внутри страны, поскольку правящая партия уже не обладает такой весомой поддержкой со стороны населения и причин тому достаточно много.

Внести ясность в сложившуюся ситуацию, а также обозначить, какими последствиями чревато возвращение Саакашвили, нашему корреспонденту помог Юрий Вазагов, независимый эксперт:

— Сторонники Саакашвили и он сам действительно активно готовятся к реваншу и хотят вновь вернуться на политический олимп Грузии. И с этой целью они проводят целый комплекс мероприятий, направленный на ослабление влияния правящей партии «Грузинская мечта», которую возглавляет Бидзина Иванишвили, самый богатый олигарх в Грузии.

За последний год у правящих кругов Грузии возникли серьёзные проблемы с поддержкой со стороны общественности. Ситуацию осложнили достаточно громкие скандалы, связанные с убийством подростков в Тбилиси, операции грузинской полиции против наркопритонов, ночных клубов и так далее.

Дело дошло до многотысячных акций протеста, которые показали уязвимость позиций власти.

Ситуация для «Грузинской мечты» также осложняется из-за падения уровня жизни, потому как все эти громко разрекламированные акции по введению безвизового режима с Евросоюзом, продолжающееся сближение с НАТО и с США, не приносят таких дивидендов простому населению, как обещалось и как преподносилось. Поэтому, естественно, рейтинг «Мечты» падает, и ее противники пытаются использовать момент, чтобы дестабилизировать обстановку внутри страны и вернуться к власти.

За теми процессами, которые развернулись и вызвали многочисленные акции протеста в Грузии, скорее всего, стоит определенный сценарий. Воспользовавшись недовольством значительной части населения, вызванной действиями правоохранительных структур и органов власти в целом, противники Иванишвили начали достаточно планомерно раскачивать ситуацию.

В некоторой степени здесь можно провести аналогии с известным делом Гонгадзе на Украине, когда убийство оппозиционного журналиста было максимально использовано для расшатывания позиций тогдашнего президента Кучмы. Громкий скандал вокруг этого дела сыграл свою роль в подготовке «оранжевой» революции в 2004 году.

Пытаясь нивелировать протестный настрой населения Иванишвили произвел очередную рокировку, фактически назначив стрелочником премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили, и путем нехитрых манипуляции привел к власти другого премьера, который как бы формально не отвечал за происходящее во всех этих вопросах, вызвавших массовые возмущения.

Подобную манипуляцию Иванишвили уже провел второй раз. В свое время, точно также, перед парламентскими выборами 2016 года в Грузии, он также отстранил от власти Ираклия Гарибашвили, тогдашнего премьера, выдвинув на его место Квирикашвили, который на тот момент считался достаточно приемлемой фигурой и действительно на какой-то период смог утихомирить внутриполитическую обстановку в Грузии. Но теперь опять понадобилась очередная рокировка и очередной стрелочник.

Можно сказать, что все действия Иванишвили за последнее время, включая его возвращение в публичную политику, направлены на то, чтобы не допустить реванша со стороны Саакашвили и его сторонников. Главным экзаменом для теневого правителя Грузии станут предстоящие президентские выборы.

Что касается Саакашвили и его проекта на Украине, то он потерпел крах. После определённых суетливых и бурных телодвижений его оттуда попросту выдворили, поскольку у него не хватило ресурсов и возможностей для того, чтобы справиться с коррумпированными кланами на Украине. В Грузии ему это удалось в свое время достаточно легко, но Украина страна совершенно других масштабов, и соответственно для реализации проекта, аналогичного грузинскому, требуется нечто большее.

Поэтому, чтобы окончательно не оказаться в политическом небытии, Саакашвили остаётся снова попытать счастье на грузинском политическом поле. Его по-прежнему поддерживают радикальные антироссийские круги на Западе, которые видят в нём проводника своих интересов, и эти круги не устраивает относительная стабилизация обстановки в Закавказье и, в частности, в российско-грузинских отношениях. Для них Грузия по-прежнему плацдарм, который должен раскачивать обстановку и ослаблять российское влияние на Кавказе.

Для этих сил в свете политики «сдерживания» необходимо, чтобы к власти в Грузии пришли радикальные антироссийские круги.

Разумеется, нынешняя власть в Грузии не менее прозападная, чем команда Саакашвили, но «мечтатели» придерживаются другой тактики и предпочитают решать вопросы более аккуратно, не вызывая каких-то осложнений в отношениях с Россией. Их не очень устраивает роль «пушечного мяса» в антироссийской политике Вашингтона, который навязан грузинам за последние два с лишним десятилетия независимости.

При этом надо признать, что избранный «Грузинской мечтой» курс в сфере внешней политики Грузии оказался достаточно удачным. Потому как при снижении градуса напряженности в отношениях с Российской Федерацией им удалось продвинуться на пути интеграции с НАТО и с Евросоюзом значительно дальше, чем тому же Саакашвили.

И это все благодаря успешной, умелой тактике. Однако отсутствие острых и громких конфликтов между Грузией и Россией не устраивает опять-таки те же самые силы, которые поддерживают Саакашвили и других радикальных политиков в Грузии. Поэтому они не оставят попыток раскачать ситуацию и сменить власть в Грузии на более управляемых авантюристов, таких как Саакашвили. В таком случае ситуация в регионе неминуемо перейдет в стадию эскалации.

Дзерасса Гаглоева 

Наверх