Пусть без фактического общения на осетинском языке, пусть лишь частич-ное знание и следование национальным традициям, но зато есть искренние попытки и желание помнить и сохранить свои корни… Они осетины и считают себя осетинами, вдалеке от Родины стараются сохранить заветы предков. Насколько у них это получаются, сказать трудно. Уже более ста пятидесяти лет они живут так, и, к сожалению, чувствуют, что постепенно их этнические признаки теряются.

Осетины в Сирии появились (через Турцию) после исхода части осетин из северной части Осетии. Начало заселения Сирии осетинами относится к 1860-м гг. По вероисповеданию являются мусульманами-суннитами. В то же время вопрос религии не беспокоит их, они отлично уживаются вместе и не думают о религиозных различиях. При этом придерживаются осетинских обычаев и стараются воспитывать молодежь в духе традиций предков. Касаясь языкового вопроса можно отметить, что он практически исчез из общения. Даже из представителей старшего поколения его знает всего 10-15 человек. К тому же некоторые из носителей языка уехали из страны, спасаясь от войны. Остальные знают в лучшем случае несколько слов. Молодежь говорит только на арабском. До войны у членов диаспоры были осетинские книги и учебники, но после начала боевых действий у людей появились другие заботы – надо было спасать себя и детей.

Такая же проблема с языком наблюдается у всех кавказских народов в Сирии. По мнению местных осетин, при таком развитии ситуации осетинский язык в этой арабской республике окончательно исчезнет лет через 10-15. Члены диаспоры говорят, что ситуация в стране сложная и развитие языка возможно только после восстановления нормальной жизни. Однако к тому времени язык может уйти в историю.

Руководителем диаспоры осетин в Сирии является Насреддин Кошха (Батырты). Н. Батырты раньше уже бывал в Осетии, где у него живут родственники. Его предки являются выходцами из Чиколы. Последний раз он посещал Владикавказ в 2012 году.

Батырты Насреддин окончил Университет дружбы народов в Москве, хорошо говорит по-русски. Работал инженером-механиком. Сейчас на пенсии. Ранее главой общины был Хишам Албегов. Однако около 5 лет назад он переехал в Турцию из-за начала гражданской войны в Сирии. Он говорит по-осетински, часто бывает в Осетии. Является членом «Высшего совета осетин» («Стыр Ныхас»).

Общее количество осетин в Сирии до войны, начавшейся в 2011 г., составляло примерно 700 человек. Сирийские арабы обозначают их всех общим наименованием «черкесы» (по-арабски «шеркес»), потому что у арабов нет разделения на осетин, кабардинцев, абхазов и т.д. Но среди других кавказцев, живущих в Сирии, они известны как осетины.

В среде осетин в Сирии развито понятие собственного достоинства, сдержанности и скромности как нормы жизни. Они также сохранили застольный этикет. В семьях в среднем бывает около 5-6 человек. В Сирии представлены следующие осетинские фамилии: Æлбегтæ-Æлбегатæ; Абисалтæ; Батыртæ; Бæройтæ; Ватайтæ; Елзартæ; Къæбæлотæ; Ки-натæ; Къодзыртæ; Къуындыхатæ; Махъотæ; Нæкусатæ; Таухъазахътæ; Темыртæ; Тугъантæ; Хъантемыратæ; Хъæбæлотæ; Хъуыбадтæ; Цæрикъатæ; Цомартатæ; Цоритæ.

В настоящее время их в стране осталось всего около 300 человек. В Турцию из Сирии переселилось 6 семей, около 20 человек. Часть осетин уехала в Ливан, часть в Саудовскую Аравию, часть в Европу, а две семьи переселились в Осетию. Примечательно, что осетины и в Сирии, и в Турции не делят Осетию на Северную и Южную.

В Сирии осетины очень тесно общаются с другими выходцами с Кавказа. Можно сказать, что они живут как одна община или один народ. Так, в Сирии действует Черкесская культурная ассоциация, в которой также состоят и осетины. Но среди осетин есть те, кто не является членом этой организации и живет своими проблемами. Кроме того действует и неофициальное национальное общество. В нем состоит примерно 12-14 человек. Оно создано для общения между собой, вроде клуба по интересам, и никакой официальной функции не имеет. До войны осетины каждый месяц собирались друг у друга, обсуждали разные вопросы, оказание помощи членам общины. В случае необходимости стараются помогать друг другу по мере возможности. Фактически все осетины в стране знают друг друга. Но сейчас встречаются редко, в основном при возникновении надобности. Также создано несколько сайтов на арабском языке для общения осетин в стране и в мире. Там они делятся новостями о событиях и о том, что происходит в Осетии. Это помогает им быть в курсе проблем друг друга.

До начала этой войны достаток у них был не плохой, хотя богатых не было. В Дамаске осетин Албегаты содержит небольшое предприятие и производит под заказ разные изделия из пластмассы. Сейчас сирийская валюта обесценилась в 10 раз. И стало, конечно, намного труднее, уровень жизни заметно снизился. Война затронула всех осетин в Сирии. К счастью, погибших в ходе нее среди них нет. Также по их словам, среди осетин нет членов и сторонников радикальных исламистов и приверженцев террористических группировок.

Осетины в основном живут в Дамаске. Раньше проживали в других городах и селах. До арабо-израильской войны 1967 года многие из них жили на Голанских высотах, но после этого переселились в сирийскую столицу. Голанские высоты в свое время стали одним из мест, где осетины осели после приезда в страну, в частности, в ныне покинутом городе Эль-Кунейтра. Вокруг этого города было также расположено три осетинских села – Федзара, Алфарыз и Аль-Хамидия. Несколько осетинских семей проживало в селах, населенных кабардинцами. После т.н. «Шестидневной войны» 1967 г. жители были изгнаны и перебрались в другие районы Сирии. В настоящее время все эти села заброшены или разрушены.

Также в г. Алеппо (по-арабски «Халеб») до войны проживало около 6 осетинских семей из фамилии Къондыхатæ. Впоследствии они уехали в Америку и Саудовскую Аравию. В Алеппо остались представители фамилий Хъуыбадтæ и Тугъантæ. После начала войны сведений о них нет.

Недалеко от Дамаска есть и осетинское село Бойдан. Сейчас там живет около 5-6 семей. Это представители фамилий Царикатæ и Елызартæ. По-осетински они уже не говорят. Есть и молодежь. После войны жизнь в селе стала хуже. Домашнего скота там не держат. Не занимаются и земледелием, потому что есть проблемы с водой и орошением. Один житель из фамилии Царикатæ держит продуктовый магазин. У другого есть фабрика по изготовлению бумажных салфеток и угля для кальяна. Кто-то состоит на госслужбе или получает пенсию. Так и живут в Сирии жители осетинского села Бойдан. В стране есть и другие села, где живут осетины.

Кроме того, по словам осетин-выходцев из Сирии, в Иордании живет одна осетинская семья по фамилии Хъуыбадтæ. Но они не считают себя осетинами, утратили этнические связи и смешаны с кабардинцами.

В 2009 году группа осетин из Сирии в составе девяти человек побывала на последнем съезде осетинского народа, проходивший во Владикавказе. Также они посетили Цхинвал. Однако в настоящее время они по финансовым и другим причинам не смогут представлять осетин Сирии на внеочередном девятом съезде «Высшего совета осетин», который пройдет снова воВладикавказе 26-27 октября текущего года.

…Есть мнение о том, что осетины быстро ассимилируются за пределами Осетии и теряют контакты с ней. Пример осетин в Сирии, которые, несмотря на то, что практически утратили язык, помнят связи с Осетией и воспринимают ее проблемы и радости, как свои личные, опровергает эту точку зрения.

 Мари Джиоева

Наверх