«Все равны перед законом, но одни равнее других», — этот афоризм российского историка и педагога Константина Кушнера приходит на память, наблюдая за «правосудием» и «беспристрастностью» международного суда Европы.

В четверг на официальном сайте Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал решение, в котором обязывает Россию выплатить компенсацию в размере 10 млн евро гражданам Грузии, выдворенным из России осенью 2006 года. Грузия внесла иск против России в 2007 г., считая, что массовая депортация грузин из России — это ответ Москвы на задержание четырех российских офицеров, обвиненных в шпионаже в сентябре 2006 г.
ЕСПЧ постановил, что осенью 2006 г. российские власти проводили скоординированную политику арестов, задержания и высылки грузин в нарушение Конвенции о защите прав человека. Как отмечено на сайте ЕСПЧ, постановление Страсбургского суда окончательное и обжалованию не подлежит. Компенсация должна быть выплачена в течение трех месяцев. Граждане Грузии получат от 2 до 15 тысяч евро. Впрочем, России наверно даже «повезло», так как Грузия требовала компенсацию в размере €70 млн.
И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет…
Несомненно, решение ЕСПЧ политизированное и далеко небеспристрастное. И здесь у Южной Осетии возникают резонные вопросы: «Какими международными законами защиты прав человека ЕСПЧ руководствуется? Целесообразно ли говорить о правосудии Страсбургского суда, если заявления депортированных граждан Грузии он удовлетворил, а иски осетин, которые не только пережили депортацию, но и моральные унижения, физическое насилие и пытки, потерю родных людей, ЕСПЧ посчитал недостаточным основанием для рассмотрения?».
Напомним, что в конце 2018 г. ЕСПЧ отказался рассматривать семь исков граждан нашей республики против Грузии, поданные в международный суд после войны 2008 года. И как мы сообщали, среди истцов были осетины, которым еще в 1990-е годы, вследствие притеснения со стороны грузин, пришлось оставить все нажитое годами на территории Грузии и бежать в РЮО. Данную ситуацию прокомментировал наш эксперт — кандидат политических наук, директор Центра социально-политических исследований ЮОГУ Сослан Плиев.
Иск Грузии
не обоснован и несет
популистский характер
«В начале немного хочется рассказать о том, что такое ЕСПЧ. Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, но впоследствии они были заменены единым Европейским Судом по правам человека», — пояснил политолог.
Как сказал Сослан Плиев, Ев-ропейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. После попытки аннексии Грузией Южной Осетии и Абхазии, и принуждения ее к миру Россией, по словам Сослана Плиева, с 2009 года в ЕСПЧ были внесены изменения порядка рассмотрения жалоб и требования к ним. В 2009-2018 годах был принят ряд нормативных актов, изменивших порядок рассмотрения жалоб, правила их подачи, ввели приоритетность рассмотрения жалоб и ограничили право на обращение по незначительным делам.
«Вроде бы ЕСПЧ несет в себе позитивный заряд, но правомочна ли она? Достаточно вспомнить события 10-летней давности, когда ЕСПЧ не принял у наших юристов документы с доказательствами нападения Грузии на Южную Осетию и учинённого геноцида в 2008 году, мотивируя отказ «нежеланием заявителей заниматься своими жалобами». По мнению же экспертов, иски жителей Южной Осетии погубило равнодушие к проблемам граждан РЮО властей того периода, а также профнепригодность адвокатов, ведущих в ЕСПЧ дела людей, пострадавших в ходе войны с Грузией. ЕСПЧ исключил из списка на рассмотрение 1549 жалоб жителей Южной Осетии к властям Грузии. Но после принял документы от грузинских юристов с иском уже против России — страны, остановившей геноцид осетин. Это показывает, что сегодня ЕСПЧ стал некой ангажированной конторкой на службе у определенных мировых политических элит», — подчеркнул наш собеседник.
По мнению политолога, у нас очень слабое юридическое лобби. Даже сегодня, когда в республике много людей, по государственным направлениям окончивших МГИМО и получивших специализацию международных юристов. «Никто не занимается лоббизмом проблемы взыскания с Грузии финансовых компенсаций за агрессию 1989-2008 годы. И это не может не расстраивать. Зачем тогда отправлять в престижные ВУЗы России и обучать молодежь, если они не хотят или не способны отстаивать интересы нашей республики? В отличие от Южной Осетии, грузинские юристы плотно изучают европейское право и давно взаимодействуют со многими международными организациями, продвигая свои интересы», — отметил он.
Что касается рассматриваемой ситуации, по словам Сослана Плиева, иск Грузии не обоснован, несет популистский характер и ни о какой легитимности не стоит говорить. Это сугубо внутрироссийский вопрос, в то время выселяли нелегалов: грузин, таджиков, узбеков, киргизов и т.д. Такой была государственная миграционная политика у России. Мигранты заполонили всю страну, и чтобы поддержать своих граждан российские власти ужесточили контроль над мигрантами, что и привело к высылке нелегалов. Никакого целенаправленного выселения только одной национальной группы не было. Это полный бред, но грузины даже из такого бреда умудряются вытягивать свой интерес, переводя простую бытовую ситуацию в политическую.
«Немного тревожит, что ЕСПЧ принял положительное решение в пользу этого иска. Ведь в США сотнями тысяч высылаются беженцы из Мексики, Венесуэлы, Кубы и т. д. И зачастую США отстреливает на границах нелегалов за незаконное пересечение границы. Но ни одна международная организация ни разу не заикнулась о правах бедных беженцев из Латинской Америки, а уж тем более о компенсациях», — заявил наш респондент.
С точки зрения политолога, ситуация может развиваться в двух направлениях. Первое — это включение России в процесс и аннулирование решения ЕСПЧ. В противном случае это грозит заморозкой российских активов за рубежом до полного погашения претензий по иску Грузии. Второй вариант — Россия выплатит Грузии всю сумму по иску и сфокусируется на более важных делах, тем самым продемонстрировав приверженность к соблюдению международного права. Оба варианта развития событий, по мнению Сослана Плиева, непросты для России. Но второй вариант нанесет непоправимые имиджевые потери России и подвигнет Грузию на более бредовые иски в адрес России, что недопустимо.
«Сегодня нам необходимо собрать всех выпускников, имеющих квалификацию международных юристов, и вместе с российскими коллегами подготовить иски на действия Грузии с 1989 по 2008 годы, чтобы взыскать денежные средства не только за причинённый ущерб, но и за моральный вред. Быть расслабленными для нас непозволительная роскошь. Время идет, мир меняется со страшной скоростью и бездействие для нас смерти подобно. Новые времена несут новые вызовы, на которые необходимо отвечать», — заключил Сослан Плиев.
Мадина БЯЗРОВА

Наверх