В течение последней недели на внешнеполитическом поле Грузии наблюдается очередной всплеск активизации вопроса об ее вступлении в НАТО, причем чиновниками и военными фигурантами НАТО и Запада совершенно разных уровней.

Случайности не случайны…

К примеру, бывший главнокомандующий Вооруженными силами США в Европе Бен Ходжес заявил, что НАТО должно пригласить Грузию в альянс на следующем
саммите. «Есть опасения в связи с тем, что российские войска продолжают оккупировать 20% территории Грузии. Но есть прецедент для членства такой страны в НАТО. Восточная Германия была оккупирована советскими войсками, но Североатлантический альянс принял ФРГ в свои ряды. Поэтому можно решить и вопрос с Грузией», – сказал Бен Ходжес.

С чем связана очередная «вспышка любви» Запада к Грузии? Случайны ли эти выступления за столь короткий период и несет ли угрозу для Южной Осетии активизация присутствия США и Запада на внешнеполитическом поле Грузии? Разобраться с этими вопросами нам помогли наши эксперты.

Проводить параллели между Германией и Грузией неуместно

«Согласно уставу Североатлантического альянса, вступление Грузии в НАТОна самом деле далеко не простой процесс. Проблемы возникают не только из-за конфликтов с Южной Осетией и Абхазией, но и из-за позиций влиятельных членов альянса, прежде всего, Германии и Франции. Они на протяжении долгих лет категорически выступают против вступления Грузии в НАТО из опасения конфликта с Россией. В Западной Европе достаточно четко отдают отчет, что неуравновешенные грузинские лидеры в любой момент могут втянуть их в конфликт с Россией с мало предсказуемыми последствиями», – считает начальник Информационно-аналитического управления Администрации Президента РЮО Юрий Вазагов.

Именно по этой причине, по его словам, Запад предпочитает кормить Грузию обещаниями, оказывая помощь, но не торопится открывать дверь в альянс. Что касается последних заявлений о возможности приема Грузии в альянс то, по мнению Юрия Вазагова, это, скорее всего, провокация, которая направлена на обострение ситуации в регионе и не допущение нормализации отношений между Москвой и Тбилиси. «Германия и Франция в отношении Грузии мнение не меняли и не собираются, а без их согласия США не могут принять Грузию в
Альянс. Разумеется, другие форматы военного сотрудничества давно выстроили. Более того, военное сотрудничество НАТО-Грузия успешно наращивается, что мы видим особенно активно в последние два года. Грузия при помощи США закупает военную технику, противоракетные комплексы и фактически готовит армию к возможным военным действиям», – подчеркнул он.

Грузия в последние годы, по мнению Вазагова, активно вписалась в западную стратегию сдерживания России, которая развернулась в причерноморско-кавказском регионе и стремится усилить свою роль в политике Запада на Кавказе.
Прежде всего, по его словам, грузинские власти намерены внести военно-морской компонент в сотрудничество с США в военной сфере, что грозит нарастанием напряженности в целом регионе.

Как отметил наш собеседник, заявления натовских представителей можно увязать с ситуацией и в Венесуэле. Эксперт не исключает, что в ответ на оказываемую поддержку Россией Мадуро, Запад и ЕС пытаются обострить ситуацию на Южном Кавказе, чтобы оказать давление на Россию и сделать более сговорчивой при решении венесуэльского вопроса.

Заявления генерала Ходжеса Юрий Вазагов назвал лишь провокацией и информационным вбросом, потому что ФРГ и ГДР были членами ООН, их границы были признаны другими государствами. Поэтому, как отметил Вазагов, в данном случае параллели проводить неуместно. В конституции ФРГ был пункт о присоединении восточных земель, но ФРГ и ГДР признавали границы друг друга. Они состояли в международных организациях и отказались от претензий друг к другу.

«Кроме того ФРГ и ГДР были одним народом, то есть это были два немецких государства, возникших после второй мировой войны.
А в случае с Грузией и Южной Осетией о разделенном народе речи быть не может. Мы имеем дело с образованиями, которые, грубо говоря, органически друг друга не переваривают и тут четко надо обозначить, что противоречия между Южной Осетией и Грузией имеют многовековой характер. В данном случае натовский функционер продемонстрировал поверхностное знание истории и международного права», – заключил Юрий Вазагов.

Грузия уже равноправный партнер НАТО

Мнение нашего предыдущего собеседника не разделяет кандидат политических наук, заместитель исполнительного директора Общества «Двуглавый орел» Артур Атаев.

Он считает, что Грузия де-факто уже вступила в НАТО, хоть юридически это не утверждено. «По интенсивности и характеру проходящих учений на территории
Грузии, прилегающей к государственной границе Государства
Алания, мы видим, что Грузия в принципе интерферировала военнополитическое сотрудничество с НАТО. Ежегодно усиливаются военные учения «Достойный партнер». Если сравнивать уровень и качество подготовки военных 2016 г. с учениями «Достойный партнер 2018» – это небо и земля», – заявил политолог. Как уточнил Артур Атаев, в 2018 г. на учениях присутствовали семь высших генералов вооруженных сил США и 12 стран, это указывает на то, что НАТО фактически рассматривает Грузию (в плане географического положения), как своего члена. По мнению эксперта, для таких чиновников как Йенс Столтенберг, Грузия более важный партнер, чем Словения, Венгрия и те же страны Прибалтики.

«Мы видим, какое отношение у НАТО к портам Грузии для возможного размещения подводных лодок. Если мы рассматриваем перспективу юридического вступления
в НАТО, то это для Грузии не столь важно. Сейчас ведётся политика взаимодействия НАТО в практической составляющей. И характер военных учений на более высоком
уровне, чем при Саакашвили. Поэтому вступление в НАТО – технический вопрос, а фактически Грузия уже равноправный партнер НАТО», – считает он.
Как подчеркнул Артур Атаев, Грузия регулярно провоцирует Государство Алания на провокации.

Политолог напомнил, что в 2008 году Джордж Буш младший, будучи еще Президентом США, в своем телевизионном обращении готов был уже применить вооружённые силы.

«Я это помню, так как анализировал это обращение. Буш недвусмысленно и четко дал понять, что если вооруженные действия будут продолжены в Грузии, то он применит силу. Сейчас Грузия, вне зависимости от того вступит ли она в НАТО или нет, она будет проводить военные провокации. Идет целенаправленная подготовка вооруженных сил в непосредственной близости от границ Южной Осетии и не исключено, что для того, чтобы в какой-то момент найти возможный выход для применения силы и в отношении российских войск
и Минобороны РЮО», – сказал он.

Ведь другого противника согласно военно-политической доктрине Грузии, у неё нет. Реальные противники Грузии, по его словам, это Южная Осетия, Россия и Абхазия. Политолог уверен, что в перспективе эти провокации должны выйти в практическую плоскость.

Как отметил Атаев, не зря на границах с Южной Осетией практически
в еженедельном формате проходят разные протестные акции, флешмобы, акции художников, правозащитников, гражданских активистов и т.д.
«Это делается для усиления образа врага у населения, что потом
может быть ресурсом влияния, чтобы лидеры Грузии приняли решение атаковать пограничников. К провокациям надо готовиться, проводить учения на территории Южной Осетии на серьезном уровне. Российские военные базы должны проводить широкомасштабные учения – это необходимость», – резюмировал Артур Атаев.

Мадина Бязрова

Наверх