«За многие века исторического развития в Южной Осетии было создано множество уникальных, материальных и культурных памятников. К сожалению, значительная их часть сегодня находится в плачевном состоянии. Поэтому каждый житель Южной Осетии, несмотря на занимаемую должность, должен заниматься сохранением, приумножением, развитием и популяризацией исторического наследия Республики», — сказала министр культуры Южной Осетии Жанна Зассеева приветствуя участников конференции, посвященной Международному дню охраны памятников и исторических мест. Мероприятие было организовано отделом охраны памятников Министерства культуры Южной Осетии.

Жанна Зассеева отметила, что по мере возвращения нашего общества к мирной жизни, к традиционным духовным и нравственным ценностям возрастает уровень нашей ответственности за состояние окружающей культурно-исторической среды. Она пожелала участникам конференции плодотворной работы.

В работе конференции приняли участие госсоветники Президента Южной Осетии Константин Кочиев и Константин Пухаев, министр культуры Жанна Зассеева, полпред Президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев, директор Научно-исследовательского института (ЮОНИИ) Роберт Гаглоев, Представители Посольства Российской Федерации в Южной Осетии, научный сотрудник отдела истории и этнографии ЮОНИИ Ирбег Маргиев, художник-реставратор Слава Джанаев, студенты ЮОГУ и другие заинтересованные лица.

Основной целью конференции является привлечение внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия, а также открытие возможностей больше узнать о многообразии культурного наследия, проблемах сохранения памятников и международном опыте работы с объектами культурного наследия.

Объекты культуры взять под охрану государства

Начальник отдела охраны памятников Министерства культуры РЮО Нелли Табуева, в свою очередь, подчеркнула, что наши памятники постепенно разрушаются, осыпаются, кровли почти всех объектов пришли в негодность, следовательно, вода проникает вовнутрь и разрушает объекты, и, если внутри фресковая роспись, то влага действует губительно.

«Объективными причинами такого состояния объектов культурного наследия мы считаем социально-экономическое и общественно-политическое положение, в котором находилась Республика последние двадцать лет до 2008 года. Поэтому пока средства на работы по реставрации и восстановлению объектов в бюджете Республики не предусмотрены, так как послевоенная разруха вынесла на первый план решение социальных проблем граждан», – сказала Нелли Табуева.

Она подчеркнула, что Отдел в ближайшие годы не в состоянии провести реставрационные работы на должном уровне, и поэтому было принято решение остановиться на программе консервации памятников.

«Для консервации требуется не так много денег, поэтому мы решили законсервировать наши памятники до лучших времен, которые обязательно когда-то наступят для нашей страны. Мы предлагаем объявить этот год началом года консервации наших памятников», — сказала она.

Ещё одна проблема, с которой приходится сталкиваться отделу охраны памятников – это нарушение Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия» из-за самовольных восстановительно-ремонтных работ. В этом направлении ведется агитационно-пропагандистская и разъяснительная работа.

«Однако необходимо принятие государственной перспективной целевой программы сохранения объектов культурного наследия на 5-10 и более лет. В таком случае объекты культурного наследия действительно будут под охраной государства», – подчеркнула Нелли Табуева.

«Кто абориген, а кто гость»

Роберт Гаглоев, зачитывая доклад на тему «Южная Осетия в системе кавказской этнокультурной зоны древности», отметил, что на сегодняшний момент все чаще возникает вопрос, кто раньше пришел на Кавказ, «кто абориген, а кто гость».

«Идет полномасштабное присвоение чужой культуры. Имеется ввиду ингушский прецедент с далеко идущими последствиями. Кощунственным я считаю заявление так называемых ингушских историков о том, что наш национальный герой Исса Плиев оказывается по происхождению ингуш. Надо же было додуматься до такого маразма. Ему собираются устанавливать памятник как герою ингушу на территории Ингушетии», — сказал он.

Роберт Гаглоев также поделился новостью о том, что в этом году сотрудники НИИ собираются проводить экспедицию археолого-этнографического характера в Знаурском и Дзауском районах.

Оконский триптих

Мурат Джиоев в своем выступлении рассказал историю, связанную с похищением «Цхинвальского (Оконского) триптиха». Он подчеркнул, что в музейной практике известны только три такие иконы, и в самой лучшей сохранности была наша икона триптих, которая ранее до 1924 года находилась в церкви села Тигва, но потом была перевезена в музей. Однако в январе 1991 года наша икона вместе с рядом других экспонатов музея исчезла.

«В 2002 году совершенно случайно в Цюрихе на аукционе во время попытки продажи икона была задержана швейцарской полицией, поскольку на обратной стороне там значится, что это экспонат Югоосетинского музея. Мы обращались в ЮНЕСКО, в Министерство иностранных дел и Министерство юстиции Швейцарии. Но в 2002 году Южная Осетия была пока ещё непризнанным государством, и с нами никто не хотел разговаривать. И потом 26 мая 2004 года посол Швейцарии в Грузии в день какого-то грузинского праздника преподнес эту икону в качестве подарка тогдашнему президенту Грузии Михаилу Саакашвили.

На Женевских дискуссиях мы каждый раз поднимаем этот вопрос, требуем, чтобы эта икона была возвращена своему законному хозяину – народу Южной Осетии», — рассказал он.

Мурат Джиоев отметил, что по некоторым известиям в августе 2008 года грузины привезли эту икону в Никозскую церковь, и предполагалось, что после взятия Цхинвала они торжественно с ней войдут в город.

«Даже этот факт показал, что икона не помогает тому, у кого находится неправильно. И поэтому икона им не помогла. Она не благоволит грузинам, и должна вернуться к своим настоящим хозяевам. Мы будем продолжать борьбу за нашу икону», — пояснил он.

Известный реставратор Слава Джанаев подчеркнул, что святилища не всегда нужно восстанавливать, важно облагораживать территории вокруг святилищ и сохранить наше культурное наследие.

«Не всегда памятник, который полностью воссоздан станет красивее, чем если будет законсервирован.

Понятие того, что главный архитектор – это природа, было первоочередным у осетин. Нужно, конечно же, восстанавливать, но только в гармонии с природой. Если на крыше какого либо святилища выросло дерево, его не нужно срубать, а просто привести в надлежащий вид. Были случаи, когда некоторые виды деревьев по своей природе жили только 500 лет, а рядом со святилищем они проживали более 1000 лет», — сказал он.

С докладами на конференции также выступили Константин Кочиев, Ирбег Маргиев и другие.

Конференция прошла в Республиканской Национальной библиотеке им. Анахарсиса.

Дзерасса Гаглоева

Наверх