Вообще-то я не занимаюсь алановедением, скорее это мое хобби, к этому меня тянет любовь, как сказал поэт: «…две вещи с детства близки нам, в них обретает сердце пищу, любовь к родному пепелищу, и любовь к отеческим гробам…Благодатная святыня, без них земля была б пуста, как Аравийская пустыня, или как алтарь без божества».

К этой «благодатной святыне» я раньше чаще приезжал… на этот раз перерыв составил целых семь лет… с декабря 2008 года, когда последний раз приезжал оплакивать родные пепелища: университета… ЮГПИ, где прошли мои студенческие годы, театра, где наш студенческий ансамбль иногда демонстрировал свои хореографические способности… Жаль, что они стали долгостроями… А может, это не очень плохо? Может некоторые места оставить как они есть, для потомков, как памятник современному варварству, как это сделано в немецком городе Дрездене после второй мировой войны.

К этому «родному пепелищу» я прикасался и за рубежом, когда совершал некоторые индивидуальные походы по Via Alanika, и не только по Западной Европе, но и по Северной Африке.

Приезжая на VIII съезд Международного общественного движения осетинского народа «Стыр Ныхас», я немного проехался по этой же Via, по которым наши предки шли на Запад в свое историческое небытие: в свои победы и поражения и в свою последующую ассимиляцию… не только с европейскими народами, но и с африканцами.

В свое время я писал серию статей по этой теме, которой я дал условное наименование «Черные аланы»… Прошло время и о них вспомнили некоторые общественные деятели и даже специалисты, порекомендовали, что неплохо было бы издать их отдельной брошюрой.

Я с удовольствием дал добро, но не хватает некоторых материалов. С архивным делом у нас всегда была проблема, тем более проблему усугубили перманентные военные действия наших южных соседей. Посему издание брошюры задержится на неопределенное время. И я бы просил вашего разрешения опубликовать одну статью из этой брошюры, которую дополнил новыми материалами во время моей недавней поездки по Via Alanika, только не на Запад, к закату солнца, а на Восток — к восходу солнца — в родные осетинские края.

Аланский треугольник на Пиренейском полуострове

Но есть же Бермудский треугольник, пусть будет и Аланский. На Бермудском, говорят, люди и транспортные средства иногда исчезают и на Аланском тоже… Там наши предки ушли в свое историческое небытие: после долгих кровопролитных сражений их остатки ассимилировались не только с европейскими народами, но даже с африканскими аборигенами.

И все-таки что за треугольник? — Это три города расположенные как бы по форме геометрической фигуры. Лиссабон — Коимбра — Мерида: первые два в Португалии, а третий в Испании. О Лиссабоне, которым аланы владели с 410 по 453 год и о Коимбре, основанном аланским царем Атасом в V веке, я писал ранее, а вот завершающая точка треугольника, город Мерида, оставалась террой инкогнита и решил исследовать эту неизвестную землю.

Забегая вперед, хотелось бы оговориться, ответить на вопросы некоторых скептиков, которые и в первых публикациях по этой теме подвергали сомнению определенные данные. Знаменитые вехи аланской истории в Западной Европе им кажутся гиперболизированными. Как это так, что столица современной европейской страны, Португалии, и была завоевана аланами? Как это так, Коимбра — первый университетский город той же страны, и основан аланским царем? Кто это подтвердит, что крупнейший город тогдашней Испании — Мерида, и была столицей аланского княжества?!

Скептики лишь на первый взгляд кажутся правыми — мало мол сносок на первоисточники. Но этого я не делал специально. Многое из приведенных данных стали хрестоматийными и встречаются не только в исторических книгах, но даже в филологических… Например, то, что аланы владели Лиссабоном с 410 по 453 год н.э., можно прочитать даже в учебнике португальского языка, изданного М. Радионовой и Г.Петровой в г. Москве в 1991 г. (стр 325). Как-то неудобно ссылаться на такие учебники по такой теме. То, что г. Коимбра был основан аланским царем Атасом в V веке, можно прочитать во многих энциклопедических словарях на португальском языке.

Наши маловеры не только мало читают, особенно на иностранных языках, они и мало ездят, они и здесь кажутся правыми только с первого взгляда, мол какие у нас зарплаты… Да, на дальние поездки нужны длинные рубли, но ведь есть и ближнее зарубежье… До Крыма раньше пешком ходили… Добравшись же до этого благодатного полуострова, можно встретить там город Судак, где на скалистом побережье Черного моря имеется одно из крупнейших сооружений средневековья — Генуэзская крепость… Пятнадцать башен на всем периметре скалистой горы, соединенные мощными стенами и контрфорсами… Так вот, на фронтоне этой знаменитой крепости висит мемориальная доска с надписью: «Город Судак основан аланами в XII веке». Висит (?!), если ее не убрали местные самостийные националисты — во всяком случае, она висела там еще до 1970 года, когда автор этих строк занимался там в подводном клубе «Дельфин»… Так что аланы не только завоеватели, они и строители, и Коимбра и Судак этому не единственные примеры.

Неудобно ссылаться и на учебник по истории 7 класса для португальской школы, где авторы Pedro A. News и Valdemar С.Almeida на странице 156 пишут: «… вестготы пришли на Пиренеи в 516 году (!) не как завоеватели, а как федераты римлян с поручением изгнать варваров. Они сначала разбили алан и вандалов, а затем и свевов…». Дата 516 год — хрестоматийная для тамошних школьников и является сенсацией для наших ученых, так как она расширяет временные рамки пребывания алан на Пиренейском полуострове с 20 (как это утверждает наша и, разумеется, российская историография) до… 100 лет. Сто лет в Европе и еще столетие в — Африке. Разбитые ранее в 418 году аланы были только отдельной их частью, проживающей в Лузитании… О, эта национальная раздробленность — наша извечная беда!

Нашей историографии не была известна и другая дата — 451 год. Вернее дату-то знали, а вот о существовании двух аланских княжеств во Франции долгое время не знали. Сколько их, алан, могло быть, если многие историки считают их центральной силой в самом крупном бою в истории раннего средневековья, в Каталонском сражении? Исход сражения, где решалась судьба Европы против гунских орд Атиллы, зависела от того, на чьей стороне встанет могучая аланская конница. Римский полководец Аэцио два раза приезжал в ставку алан под Орлеаном и под конец уговорил их предводителя, Сангибара, стать на сторону Рима.

…Жертвы исчислялись сотнями тысяч — от 150 до 300 тыс. — пишут некоторые историки — сколько из них могло быть аланами трудно определить, одно ясно, алан в Европе осталось не меньше, чем уехало в Африку…

Кавказ, Крым, Пиренеи, Карфаген… В каких благодатных краях не поселял нас Всевышний, и нигде так и не удержались… Ох, если бы глубоко исследовать причины: особенности характера нации, ее менталитета, ведущие к перманентным трагическим последствиям.

Однако об этом подумаем еще на Родине, а пока здесь, на Пиренеях, порассуждаем о том, что же их привело сюда. Как маленький кочевой народ прошел как бы торжественным маршем по Центральной Европе и по Северной Африке вплоть до самого Карфагена и как этот торжественный марш привел их к такому трагическому финалу.

Тактика mont-fort (гора — крепость) хорошо помогала в горных и предгорных районах, а здесь, в европейских долинах, нужно было нечто другое… при малой численности спасает только большое умение. Нужна была новая тактика и их боевая смекалка подсказала им то, что вошло в историю военного искусства того времени под условным названием «Аланское кольцо». Вошло так прочно, что ею пользовались многие армии многие столетия вплоть до периода новой истории, вплоть до самой Англо-бурской войны… С «Аланским кольцом» автору данного материала пришлось столкнуться даже в Южно — Африканской Республике. Посетив музей в городе Питермаритцбург, можно увидеть большие красочные макеты «Аланского кольца» с его модернизированными составляющими: европейские, в данном случае английские войны, «экспортировали «Аланское кольцо» в ЮАР.

И все-таки, в чем же суть данного кольца? Аланы сами называли его «kart» — «карт» — повозка, арба, кибитка. Слово «карт» в некоторых индо-европейских языках и сегодня означает повозка, арба, только потом у алан стал обозначать и … двор (карт).

Так вот, эти повозки кочевников, на которых везли весь свой скарб, шли двумя рядами на определенной дистанции, в зависимости от рельефа, и при появлении врагов повозки быстро расходились, а затем так же быстро смыкались в круг, образуя кольцо «карт». Это примитивное круговое оборонительное сооружение эффективно преграждало путь вражеской коннице и тем более его пешим воинам, которых поджидали лучники между повозками.

Сами же аланы наносили из скрытно разомкнувшегося кольца неожиданные контрудары по врагу и довольно удачно. Это самоходное транспортно-оборонительное сооружение сыграло свою роль в сравнительно быстром продвижении к дальней кромке континента.

Слово «карт» — огражденный повозками участок, со временем приобрел и значение двора, где со временем повозки сменял «кау» — забор из прутьев, «сие» — ограда из камней, а в наше время и из бетона — защита от современных варваров.

Аланские полководцы

Многие исследователи считают, что необычайно быстрому продвижению алан по Европе и Африке помогла не только их военная тактика, природная храбрость, но и их великие полководцы. В седьмом томе Истории мировой культуры (Cultura Geral, Vol. VII. p.27) пишется, что решение аланского царя Сангибара встать на сторону войск Римской империи заставило могучую гуннскую армию отказаться от сражения, к которому готовились несколько лет, и только алчные командиры, пророки и гадалки, убеждавшие великого завоевателя Аттилу в его победе, повлияли на его роковое решение.

Не менее грозным, а скорее более опасным для завоевателей того времени был другой алан — генерал Стиликон — фактический руководитель Западной Римской империи. Воспитатель будущего императора Онорио был фактическим спасителем Рима от многочисленных врагов, особенно готов. Повзрослев и приняв правление империей, Онорио не отдалил генерала, наоборот, приблизил его: он, император, женится на дочери Стиликона, а после ее смерти женился на второй его дочери. (Видимо, аланки были не только статными женщинами, но и верными супругами, на них были женаты некоторые великие князья и даже императоры. Подобно Онорио на сестре жены (после ее смерти женился и великий князь Всеволод Большое Гнездо. Видать, из-за 12 детей, которые произвела ему жена аланка Мария Шварновна, бабушка Александра Невского, возведенной в святые Русской православной церковью. Собор аланской княгини стоит и по сей день в городе Владимире).

Великий полководец имел среди подчиненных ему вооруженных сил многотысячный легион аланских федератов, что, разумеется, помогали ему прямо, а другие аланские нефедераты опосредственно, морально.

Стиликон оберегал интересы империи не только в Европе, но и в Африке. Когда в 397 году в Мавритании началось восстание, чей руководитель Гилдо запретил поставлять зерно в Рим, тогда в Африку приехал сам Стиликон и, используя внутренние противоречия, свел на нет всех противников Рима.

Однако не делай добра, да зла не увидишь. Судьба Стиликона чем-то похожа на судьбу его же аланского народа — трагический финал. При заговоре против него он отказался призвать верные ему вооруженные силы, дабы кровь не пролилась. Не спас его и добровольный уход в церковь г. Равена, даже там его убили… летом 408 года, за год до перехода северной части алан на Пиренейский полуостров.

О подвигах другого аланского полководца, тоже фактического руководителя Восточной Римской империи, «генералиссимуса «Аспара» (так его именуют некоторые авторы в сборнике «Los barbaros en el Imperio Romano») написано много, но в русских переводах не встречаются некоторые интересные детали, связанные с гуннским вторжением.

После смерти Аттилы, пишут авторы сборника, его сыновья Ellak (Эллак) и Dintzik (Динтзик) снова начали нападать на владения Римской империи, восточной ее части. После нескольких предупреждений «генералиссимус Аспар сам вышел навстречу хищным завоевателям» и разбил их на голову… «на голову» в прямом и переносном смысле. В 469 году, «сняв голову с одного из братьев, Динтзик, Аспар отправляет эту голову своему императору в Константинополь». Другой брат тоже погиб в сражении, а остатки некогда могучей армии бежали разрозненными группами в Панонию (Венгрию) и в южнорусские степи.

Однако же судьба самого Аспара не во многом была отлична от судьбы Стиликона, тот же заговор и тот же финал — типичная судьба инородцев в их службе иному народу.

Хорошим предводителем алан был и Геншерико (так его зовут в некоторых романских языках) после их воссоединения с вандалами. Его храбрость, его дипломатия и даже пророчество сыграли свою роль в создании вандало-аланского государства (многие его называют даже империей) на севере Африки.

В одном из победоносных сражений Геншерико сам осмотрел поле боя и увидел раненого воина, которого от знойных лучей солнца спасали только… крылья орла, парившего над изможденным бойцом… Суеверный предводитель в этом необычном явлении узрел божье предзнаменование и тут же приказал оказать всевозможную помощь и «отпустить на родину — это будущий император Рима»; освобождая его, он потребовал от него клятву — «никогда больше не быть врагом вандалов и алан». Геншерико как в воду глядел — раненый воин — сын аристократического рода со временем стал императором Рима — Марсиано. И, несмотря на короткий срок правления, 455 — 457 гг., он сдержал свою клятву… (Historia Universal, Giehermo Honkem, vol. VI p. 149).

Быстрому победоносному продвижению вперед вплоть до «дальней кромки континента» способствовали не только новая тактика и умелые военные предводители, но и добрая слава о новых завоевателях. Это только римские историки приписывают все негативное. Испанские историки совсем по-другому пишут о них, особенно об аланах, где они после завоевания пиршествуют поют, танцуют дни, недели, а затем, выходя на поля с завоеванными людьми, работают вместе, кушают вместе, разговаривают как с равными. У них нет рабства, они не забирают на военную службу на целых 25 лет, как делают римские завоеватели, где такие слухи приходили раньше самих новых завоевателей и где многие крепостные ворота им открывались добровольно.

Некоторые записи римских клерикалов свидетельствуют, что варвары захватывали многие аморальные заведения, где показывали жесткие сцены гладиаторских сражений, и даже театры закрывали,.. после чего на одном из пяти холмов Рима совершали религиозные церемонии, чем-то похожие на наши христианские.

Сведения о том, как характеризовались аланы того времени, можно встретить не только на романских языках, но и в некоторых последующих переводах на русский. Так, Августин Алеман в своем труде «Аланы в древних и средневековых письменных источниках», характеризуя патриарха Адриано Камница, пишет: «…его матерью была аланская царица Ирина — отпрыск двух блистательных царских домов, с их древними богатствами, у подножия Кавказских гор пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой… Они самый воинственный народ среди кавказцев, их отвага и доблесть в бою убеждают, они преодолеют и мириад врагов. Иные народы имеют множество вооруженных сил, и они покорили их. Эти служат только Христу. В своих обрядах они показывают, что являются слугами только Христа».

Говорят, в истории нет сослагательного наклонения, а что, если бы… а в философии истории это допустимо: изучать причины, по которым история не сложилась по-другому. А что, если бы… храбрые аланы, с оригинальной тактикой ведения войны, с великими полководцами собрались в одном месте, что было бы с Европой,.. да и с нами тоже…

Как тут не вспомнить великую библейскую мудрость, с чего начинались первые публикации по этой теме в газете «Отчизна»? «Всякое царство, разделившееся само по себе, развалится, всякий город и всякая семья, разделившись не устоит» (Ев. от Матвея 12:25) и первый тому наглядный пример — сама же Римская Империя, где и зародилось само это пророческое вероучение — христианство.

Однако вернемся же к «Аланскому треугольнику».

Мерида — столица Аланского княжества

Свой индивидуальный поход по Via Аlanica на сей раз я начал не с востока на запад — в сторону захода солнца, а наоборот, к его восходу, как бы думая: а что, если бы и наши предки повернули назад или сконцентрировались на одном месте.

Из Лиссабона до Мериды можно доехать только автобусом, да и то ночным… 2 часа ночи в автостанции провинциального города чужой страны -город расположен на испанской территории. У нас на родине этого никому не пожелаешь, в наших диковатых «демократических» странах СНГ; там же, в цивилизованной Европе, совсем по-другому. Россиянину кажется дивом, что в 3 часа ночи с тобой разговаривают не через решетчатую форточку, а лицом к лицу при открытых дверях, посему легко устроился и в гостиницу с благозвучным названием «Лузитания»: какое совпадение — это название португальской части полуострова, доставшееся в свое время аланам. Отсюда, из «Лузитании», во все музеи города рукой подать. Почти со всех мест города виден знаменитый «Римский театр» с его двухярусной сценой с резными колоннами, классическими фронтонами, арочными проходами, мраморными статуями политических лидеров (в основном безголовыми). На мой вопрос: почему так, последовал ответ: чтобы легче было менять декорации — поменять только головы, оставалось по-прежнему. В определенные периоды истории в политике меняются только лица: основы рушатся только при больших катаклизмах. В театре около 30 тыс. мест, это полутеатр — полустадион в чащобе двух возвышенных мест города. Ходил, бродил и думал, где же здесь могли сидеть аланские предводители, их знатные люди, а где плебеи, и что они могли смотреть…

За три дня пребывания в Мериде мало что удалось найти для науки, посему и придал форму путевых заметок своему материалу с некоторыми вкраплениями новых данных, иначе бы он показался маленькой исторической справкой. Там мало кто знает, что их город был столицей Аланского княжества с 409 по 418 годы, да и после, объединившись с вандалами, они там находились до самого отъезда в Африку, до 429 года. Об этом не написано даже в истории города («Historia de Merida у pueblos de seu comarca» por Vicente Navarro del Castillo). Такие данные встречаются в истории другого города — в истории Коимбры (Historia da cidade Coimbra por Voltaire Jorge Batista da Piedade), где и написано, что Коимбра был основан аланским царем Атасом.

Зато в истории Мериды автор Висенте Наварро пишет, что аланы как наиболее многочисленная часть варваров взяли себе центральную часть полуострова — Лузитанию и еще отдельные районы Картахены, вандалам достался юг, а свевам — север. Встречается и другое мнение, что земли не делили, а разыгрывались по жребию, дабы не создавать разногласия между собой в столь враждебном окружении…

Я всматривался в мастерски отточенные камни и думал, в каком порядке здесь проходила аланская конница, на чем проезжал царь Атас, направляясь отсюда, из Мериды — своей столицы, в Коимбру, в свою северную резиденцию… Думал и злился — не удержались мои предки и здесь, в этом благодатном крае: злой рок их гнал все дальше в свое историческое небытие.

Руины колонн акведуков как бы возносятся над городом, их и сегодня можно использовать для разных хозяйственных нужд.

Особо выделяется Арка Тражана, церковь святого Еулалиа, собор Дианы. Христианский период в истории города соседствует с мусульманским — периода арабского владычества, который тоже вписал много ярких страниц в историю культуры «первого города на Пиренеях» — столицы первых губернаторов Римской империи.

Да, порою кажется не гиперболой выражение неизвестного историка: «чего нет в Риме, того нет и в мире…». Если бы я не посетил Лувр после Мериды, я бы считал ее экспонаты самой богатой коллекцией римской культуры за пределами самого Рима.

Однако Париж есть Париж, а Лувр — его столица, где меня оставляют мои грустные размышления, о горькой судьбе моих далеких предков,.. которых, видать, никто не учил действовать в соответствии с народной мудростью: «Цæуæг цæуæг дам цæл уары, æгæр цæуæг та дам цæф ары…». Автор этого материала сам тоже, кажется, «преуспел» в этих своих «мегапутешествиях».

Мураз Козонты, PHD, professor Emerito университета Катиавала Буила г.Бэнгела Республика Ангола

Наверх