Кӕхцгӕнӕн (букв., «делать чашу») — один из древнейших осетинских праздников, который организуют в честь рождения мальчика. Отмечают его в третье воскресенье июля, через неделю после Дня Хетага. В Дигорском, Ирафском районах, а также в Южной Осетии Кӕхцгӕнӕн мальчику справляют после того, как ему исполнится год.

В прошлом Кӕхцгӕнӕн отмечали только тогда, когда рождался первый наследник (первый мальчик).

За две недели до торжества для невестки готовили подношение (хуын): три пирога, мясо, пиво, а также символическую чашу — кӕхц, — и она с младенцем отправлялась к своим родителям. Этот визит назывался «кӕхцкурӕг» (букв., «просящий наполнить чашу»).

Родители с почетом встречали дочь: накрывали праздничный стол, приглашали родственников и соседей.

Родственники матери щедро одаривали первенца- состоятельные семьи дарили племяннику жеребенка (байраг), другие — барашка с ленточкой (кӕхцы фыр) одежду и игрушки. Через две недели мать с сыном и подношениями возвращалась в дом мужа, где, в свою очередь, устраивали пиршество (куывд) в честь рождения мальчика.

Раньше за праздничным столом старший застолья (фынджы хистӕр) окунал в чашу с дзыкка (традиционная осетинская каша из сыра) ногу младшей дочери (если таковая была в семье) и торжественно благодарил ее за то, что следом за ней в доме родился мальчик. С этим даже связано пожелание: «Дзыккакъах дӕ Хуыцау фӕкӕнӕд!» (Да сделает тебя Всевышний предвестницей рождения мальчика, чтобы ножку твою окунули в дзыкка!).

По традиции малыш, в честь которого справляли Кӕхцгӕнӕн, навещал других новорожденных в округе, его также приносили к беременным женщинам. Новорожденным от имени виновника торжества желали счастья, беременным — рождения сыновей.

Упомянем также о традиции, которая почти изжита и лишь изредка встречается в отдельных районах Осетии.

За неделю до пиршества (куывд) с понедельника после Дня Хетага по субботу во все дома, где родились мальчики, соседи из числа молодежи и людей среднего возраста, объединившись в группы (сойгӕнджытӕ), ходили по домам с песнями и плясками. Веселясь, напевали они народную песню «Сой, сой!». Хозяева с радушием встречали шумных гостей, накрывали праздничные столы. Часто приходилось встречать целые партии колядующих (сойгӕнджытӕ). В благодарность за теплый прием звучали пожелания того, чтобы и в следующем году дом огласился криком новорожденного.

Как уже отмечалось, рождение наследника — всегда грандиозное событие, ведь в будущем он — опора семьи, продолжатель рода и защитник Отечества. И к празднику готовятся соответственно: закалывают жертвенное животное, варят пиво, готовят араку, пекут пироги. Давший имя ребенку мужчина (номӕвӕрӕг) привозит семье жертвенного барана.

На праздник всегда приглашают родственников, соседей, друзей и непременно родственников малыша по материнской линии. Кӕхцгӕнӕн — массовое мероприятие, по количеству гостей не уступающее осетинской свадьбе.

В наше время организацию праздника чаще всего берет на себя семья отца ребенка, но, как и раньше, родственники матери щедро одаривают наследника подарками, приносят особое подношение (хуын), а также жертвенного барана. Во время праздничного застолья по требованию старшего стола (фынджы хистӕр) бабушка (по отцу) или тетя в сопровождении лица, давшего имя ребенку, (номӕвӕрӕг) подносит к столу мальчика. Сюда же подают чашу с дзыкка (традиционное блюдо из сыра). Все сидящие за столом встают, и старший возносит тост-молитву:

Слава тебе, Всемогущий Единый Всевышний! Сегодня, в этот прекрасный торжественный день, мы, собравшиеся здесь, радуемся новорожденному. Благослови его, Всевышний: дай ему счастья и радости на всю жизнь! Чтобы с твоего благословения был он здоров, счастлив и благополучен! Чтобы вырос он на радость родителям умным, воспитанным и сильным! Да прославит он свой род в мире и уподобится самому большому счастливцу в Осетии!

Золотой Уастырджи, слава тебе! Храни нашего новорожденного под своим правым крылом и направляй его всегда на верный путь! Да будет его жизненный путь широким и счастливым твоими молитвами, да прославит он Осетию благими делами!

Пречистая Мать Мария, слава тебе! Этот младенец, чистая душа — твой подарок, уподобь же его счастливейшему из рожденьях! Сделай его старшим братом семерых братьев и одной синеглазой сестры!

Светлый Аларды, не поворачивайся к нему ликом, будем молиться к твоей спине!

Всем светлым духам и ангелам небесным, которые есть в Осетии на горах и равнинах, слава! Да осенят нашего новорожденного своим благословением, даря ему благодеяния свои, давая благополучие!

Рядом с новорожденным нарекший его именем стоит, дай же и ему, Господь Всемогущий, долгой и счастливой жизни! Вознагради его, Создатель, за щедрые дары ребенку, да возрастает его сила, да будет изобильным дом его! Он взял на себя ответственную и почетную миссию, так пусть никогда не пожалеет об этом, всегда ходит с гордо поднятой головой от успехов своего подопечного!

Бог богов, да будут угодны тебе наши молитвы, пошли нам свою благодать!

После этого бабушка окунает палец в чашу с ритуальным напитком (рог или бокал) и проводит им по губам младенца. Напиток передают мужчине, давшему имя(номӕвӕрӕг). Затем правую ножку малыша окунают в чашу с дзыкка и дают отведать из нее молодой матери.

Однако стоит отметить, что старшие у осетин считают неверным проводить этот ритуал с мальчиком. Во все времена в чашу с дзыкка окунали ножку девочки, после которой рождался мальчик.

Алина Бестаева

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Наверх