В этот день в Южной Осетии, как и во всем Православном мире, христианская церковь отмечает Ильин день. Праздник посвящен одному из самых важных и почитаемых небожителей – Святому Уацилла (Святой Илья (Илия), Илья Громовержец, Илья Пророк.

Илья-пророк — один из самых почитаемых святых. Ему приписывают многие черты Святого Уацилла. Так же, как последний, он считается покровителем молний. Во время христианизации Алании, это имя было дано божеству-громовержцу. Уацилла покровитель грома и молнии, его называют также Богом-громовержцем.

Уацилла — занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека.

Уацилла поклонялись еще наши предки — аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший по застолью не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь.

Уацилла

Уацилла имеет много посвященных ему церквей и святилищ. Наиболее известное в Южной Осетии находится в Знаурском районе в селе Паткнет, а также в селах Едыс, Ходз, Ципран, Цубен. Все они, к сожалению, полуразрушены или разрушены. В Северной Осетии главным является святилище в Даргавсе, на горе Тбау — святилище Тбау Уацилла.

Праздник Уацилла продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт (жертвоприношение). В старину это делала каждая семья, даже бедные приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность.

На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и т.д.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау.

В знак особого почтения Уацилла женщины пекли пироги, соблюдая полное молчание.

Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее.

Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, устраивая факельные шествия ночью накануне знакового дня. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец.

Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей.

И по сей день в Осетии отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают кувд с закланием теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и готовят араку.

 

 

Наверх