«Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней – Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами на Куртатинской долине».

Коста, «Особа» (1894 г.).

День Хетага – общенациональный праздник осетинского народа, отмечаемый во второе воскресенье июля в священной роще рядом с селением Суадаг.

В прежние времена в Священную рощу Хетага допускались только самые достойные мужчины. Они просили Всевышнего о здоровье для родных и близких, о защите от несчастий и невзгод, о богатом урожае и увеличении поголовья скота. До начала Великой Отечественной войны женщинам не позволялось посещать священную рощу. Когда же мужчины ушли сражаться на фронт и некому стало молиться, женщинам пришлось нарушить древний запрет – под деревьями рощи они взывали к святому, моля о защите отцов, мужей и братьев.

В день Хетага традиционно закалывают быка, теленка или барана. На праздничный стол не принято ставить мясо птицы, рыбу или свинину. В священную рощу с раннего утра съезжаются люди со всей Осетии. Они идут к святому месту пешком, неся с собой приношения (кувинæгтæ): ритуальные треугольные пироги (æртæдзыхонтæ), три ребра жертвенного животного, выпивку. Их освящает жрец (дзуарылæг) со словами:

О Всевышний, равных которому нет, слава тебе! Ты являешься творцом Вселенной, так пошли же нам свою благодать и благодать своих святых.

Святой Хетаг, слава тебе! Ты посланник Всевышнего на Земле, так даруй нам такое счастье, чтобы все наши начинания добром оканчивались! Да будут угодны тебе наши приношения со всех концов Осетии!

Считается, что молитвы, произнесенные в Священной роще Хетага, имеют особую силу. Здесь не рекомендуется проводить долгие застолья, так как некоторые выпившие часто ведут себя недостойно, сквернословят и устраивают драки.

Приношения (кувинæгтæ) после освящения люди увозят обратно домой (аходæггаг) для праздничного стола с соседями и родственниками. Все, что было привезено в священную рощу, забирают назад. На святом месте оставляют только пожертвование (мысайнаг). При этом из рощи Хетага нельзя забирать ничего из того, что там было, иначе можно навлечь на себя гнев небожителя. Даже фрукты и ягоды, сорванные в роще, необходимо употребить в пищу там – сотни лет это был неписаный закон, оберегавший неприкосновенность этого уникального уголка

Читатель! Сбираюсь поведать тебе
Старинную повесть о славном
И доблестном предке, стяжавшем себе
Бессмертье в потомстве забавном.
Я сам из потомков его и, как гусь,
Лишь годный в жаркое, нередко,
Встречаясь с другими «гусями», кичусь
Прославленным именем предка.
Преданье я черпал из тысячей уст,
А памятник цел и поныне:
Священная роща иль «Хетагов куст»
Стоит в Куртатинской долине.
Еще не касался ни разу топор
Его долговечных питомцев;
В нем странник чужой потупляет свой взор,
Послушный обычаю горцев.
Коста, из неоконченной
поэмы «Хетаг». 

Рассказывали, будто был случай, когда суадагский парень вернулся из Священной рощи Хетага домой и в блюде с освященными пирогами обнаружил листочек из рощи. Чтобы не навлечь гнев на дом женщины, заново испекли пироги, мужчины приготовили шашлык (физонæг) и с этим приношением отправили парня обратно на святое место. Там он вознес молитву в честь Хетага и оставил случайно унесенный лист, а также хатыркурæггаг мысайнаг (монетку во оставление грехов), после чего вернулся домой.

Раньше к святому месту приходили, предварительно искупавшись, надев чистую новую одежду. У самой дороги мужчины спешивались и к Священной роще Хетага шли босиком (чтобы даже случайно не унести с собой на обуви прилипший листочек). Общение с Хетагом происходило в форме внутреннего диалога, а молитвы были короткие. В священной роще никогда не разводили огонь, не зажигали свечи. Говорили: «Арт бæлас сафæг у» («Огонь губит дерево»). Жертвоприношений в священной роще тоже не делали. Чистота, тишина, смирение и молитва всегда царили в ней.

Пусть снизойдет на всех жителей Осетии в этот славный праздник благодать Хетага!

 Барис Хозиев

Наверх