Фестиваль «Русские сезоны» в Японии превзошел все ожидания

Триумф российской культуры и большой праздник для ценителей искусства в стране Восходящего солнца. Гала- концерт симфонического оркестра Мариинского театра завершил «Русские сезоны» в Японии. Фестиваль превзошел все ожидания — сотни мероприятий посетили 3,5 миллиона человек. Восторженные отзывы, длинные очереди из зрителей. Этот фестиваль стал прологом к перекрестному году России и Японии.

Вот она величина японской любви к русскому искусству. Десятки и десятки метров. Это же какое терпение надо иметь или желание получить автограф?

Денис Мацуев и Валерий Гергиев в концертных залах Японии бывают так часто, что уже не замечают долгих перелетов и смены часовых поясов. На одном дыхании отыграли все концерты Рахманинова для фортепьяно с оркестром.

«Такая мертвая тишина на концертах здесь, такое внимание и уважение к композитору и к исполнителям редко где встретишь», — отмечает Валерий Гергиев.

Рехей Миято — глава японского агентства по культуре с трудом удержал в руках жар-птицу. Бронзовая статуэтка — подарок от российского министерства культуры. Птица — символ фестиваля «Русские сезоны» в Японии.

«На открытии фестиваля я смотрел балет «Жизель» в исполнении Большого театра, и это было так прекрасно, что я потом не мог уснуть всю ночь», — вспоминает Рехей Миято.

Полсотни городов, 250 мероприятий. В горах префектуры Тояма давали «Гамлета» — подарок от Александринки. В Токио японцы любовались мастерством наших балерин Большого театра. Спектакли, концерты, выставки. Здесь с первых нот узнают наших виртуозов, даже если с трудом произносят их имена.

«И русская и японская душа имеют много общего. Мы можем быть очень сентиментальными. Японцы любят плакать на концертах, причем это искренне происходит. Они обожают Чайковского, обожают Рахманинова. Концерт Чайковского для них как гимн, он звучит везде: просто на улицах, в ресторанах, в гостиницах», — рассказывает Денис Мацуев.

На закрытии фестиваля подводят итоги — 3,5 миллиона зрителей. «Русские сезоны» у всех на слуху: будь то крестьянка из провинции или студент Токийского университета искусств.

«Я участвую в хоре и люблю русскую музыку, потому что она тонкая и смелая. Я не музыкант, но решил, что буду заниматься акустикой концертных залов», — говорит Коса Ито.

В этом концертном зале Токио акустика идеальная благодаря материалам и особой конструкции. Такие же построят в Сочи и Иркутске. Эти проекты — вклад изобретательных японцев в неповторимое звучание русской музыки. Впрочем, как и необычайная тишина, с которой они умеют эту музыку слушать.

Ольга Князева 

Наверх