Научная биография В.И. Абаева хорошо представлена; о его трудах написаны тысячи объективных лестных отзывов. О Василии Ивановиче как человеке также существуют небольшие публикации. Вместе с тем общественность мало осведомлена о взглядах юного гимназиста, о его ранней духовной зрелости.
Став учащимся 6-й тифлисской классической гимназии, Абаев в течение восьми лет (1912–1920) жил в Тифлисе. Именно в этот период жизни формировались личность молодого Абаева, его мировоззрение, политические взгляды. В те годы Тифлис был известным промышленным и революционным центром Закавказья; здесь возникали различные социал-демократические кружки. Особенно крупные события произошли здесь между двумя буржуазно-демократическими революциями. Одним словом, тифлисское общество было заражено революцией, что не могло оставить равнодушным пытливого юношу…
В начале 1980-х годов я был в очередной командировке в Москве. Работал над завершением книги «Древнейшие пласты духовной культуры осетин» и собирал материал для очередной книги из серии: «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах». В один из вечеров я навестил В. И. Абаева у него дома. На вопрос Василия Ивановича над чем работаю, ответил, что наряду с другими делами собираю материал в дореволюционных подшивках газет, хранящихся в филиале «Ленинки» в Химках, для очередной книги о «Периодической печати…». В этой связи последовал новый его вопрос:
– А не попадалась ли среди старых изданий газета «Знамя труда»? Я очень дорожу своей первой статьей «Берегите свободу», опубликованной в этой газете в 1917 г. Однако, к сожалению, единственный экземпляр статьи потерял во время переезда из Ленинграда в Москву.
Я включился в поиск газеты. Мои старания в крупнейших библиотеках Москвы и Ленинграда не дали результата. Удачным же оказался поиск газеты в публичной библиотеке Тбилисского государственного университета им И. Джавахишвили. При этом неожиданно мне удалось обнаружить в той газете сразу две статьи Абаева. Первой была опубликована в № 26 (от 5 мая 1917 г.) статья «Новое здание», а затем в № 33 интересовавшая Василия Ивановича «Берегите свободу». Фактически она оказалась второй. Я был безмерно рад, что вместе одной статьи обнаружил сразу две, скопировал их и отослал Абаеву в Москву. Обе были посвящены событиям февраля 1917 г. Возможно, он о первой статье забыл, а может на ней не хотел акцентировать внимание. Эти настроения Абаева почувствовал из следующего письма, пришедшего после получения им статьи:
«Дорогой Людвиг! Ты откопал-таки статью «Берегите свободу». Спасибо тебе. Никто кроме тебя не мог бы это сделать. Статья мне дорога. Будучи по-детски наивной, она в то же время содержит что-то пророческое. Очень надеемся и хотим видеть тебя в Москве. Крепко обнимаю. Всей твоей семье – сердечный привет. Любящий тебя В. Абаев. 9 декабря 1981 г.».
Чтобы иметь представление о мировоззрении 16-летнего юноши, о диапазоне его мышления и способности анализировать происходящие в стране бурные революционные события, познакомим читателя с его юношескими суждениями.
Статья «Новое здание» – небольшая. Суть ее содержания: был двухэтажный дом, на обоих этажах которого жили разные люди. Обитатели верхнего этажа проводили жизнь в забавах и развлечениях праздно и весело, не занимались трудом, все у них было вдоволь, ни в чем они не нуждались.
В отличие от них страшно было заглянуть в нижний, подвальный этаж, в котором царил мрак, работали люди без сна и отдыха, не разгибая спины. И работали они ради обитателей верхнего этажа.
И долго жили в этом доме угнетенные, терпели оскорбления. Но вот состарился дом, прогнил в своем основании и готов был обрушиться. Обитатели верхнего этажа этого не замечали, а жильцы нижнего этажа, почувствовав, что опасно жить в таком доме, решили: построим себе новый дом, «заживем в нем счастливо и не будем больше работать для своих господ». Старый разрушенный дом – это черная память Романовской монархии. Жители подвального этажа разрушили дом до основания, многие погибли, но взялись за строительство нового одноэтажного дома без подземелья, на фасаде которого будет написано: «Демократическая республика». Говоря о строительстве нового государственного здания, автор образно обращается к каменщику: «И надо быть ему очень осторожным при выборе камня, особенно для фундамента». А фундамент этот – Учредительное собрание.
По политической зрелости вторая статья ступенькой выше. Ее содержание полностью определяется названием «Берегите свободу». Чтобы иметь более четкое представление о взглядах молодого Абаева, ниже мы решили привести статью полностью.
«В великие и незабвенные дни революции хотелось бы видеть везде одно высокое и прекрасное. К сожалению, жизнь не всегда отвечает этому желанию. Приходится рядом с высоким и прекрасным замечать низкое и безобразное. Приходится наблюдать еще и такие позорные явления, как дезертирство, приходится видеть, как пьяный солдат, пользуясь «свободой», задевает офицера, оскорбляет женщину, дерется с прохожим.
Но и здесь утешение можно почерпнуть из того сознания, что во всех этих явлениях мы имеем дело лишь с незначительным меньшинством армии, которое недостаточно созрело духовно, не сумело проникнуться величием момента, понять свободу и сохранить ту драгоценную дисциплину, без которой немыслимо никакое организованное человеческое общество. В то же время мы глубоко и твердо верим, что рядом с этим меньшинством есть большинство разумное и сознательное, которое не только само не будет, но и другим не позволит марать безобразными выходками светлый образ свободы. К нему, к этому большинству, мы и обращаемся, его и призываем на защиту свободы. Пусть оно растолкует своим неразумным товарищам, что им надо и чего не надо делать, чтобы сохранить с таким трудом завоеванное.
А, прежде всего надо сохранить порядок, выдержку, дисциплину, не ту старую палочную дисциплину, а разумную, внутреннюю. На двух основаниях можно построить дисциплину. Первое – страх наказания; эта дисциплина бессознательная, животная. Животная, потому что с успехом применяется к животным. Разве не страхом побоев заставляют собаку ходить на задних лапах или лошадь тащить тяжелую кладь?
Второе основание – это взаимное доверие, уважение и любовь между старшим и подчиненными, это дисциплина, сознательная, человеческая.
Старая власть, пользуясь лишь первым основанием, сводила нас тем самым на степень животных. Новая Россия желает видеть во всяком гражданине прежде всего человека и призывает нас ко второй разумной дисциплине. Поэтому, если приказы Столыпина и Сухомлинова исполнялись из страха, то Чернову и Керенскому мы должны повиноваться из доверия и любви к ним. Какой же позор будет для нас, если мы безобразным поведением своим докажем, что не понимаем это, что на нас действует только палка, что мы опять желаем уподобиться скотине?!
Стадо, потерявшее хозяина, не может само стать себе хозяином, не может управлять собой; оно или делается добычей волков, или им завладевает первый прохожий, воспользовавшись его неразумием. Но мы не стадо, а люди, разумное человеческое общество; мы сумеем, должны суметь управлять собой, защитить себя, свою свободу(а это одно и то же) как от волков-пруссаков, так и от всяких бессовестных узурпаторов.
Ведь уже многие враги революции со злорадством выглядывают из своих нор и шепчутся друг с другом: «Вот дали им свободу, а они, смотри-ка, что с ней проделывают. То-то же, не рассыпайте бисер перед свиньями. Получили бисер – свободу – и топчут его ногами». Вот как думают наши враги. Не дадим же им радоваться! Докажем, что они ошибаются! Не будем бросать в грязь драгоценного камня свободы, сохраним, сбережем его! Мало того, сделаем для него прочную опору, которую не разбили бы немецкие пушки, и не разложила бы соляная кислота внутреннего расстройства. Свобода наша совсем еще молодая, и, как всякое молодое растение, она нежна и хрупка и требует заботливого к себе отношения. Если мы затаскаем ее, она зачахнет и погибнет; а при одной мысли об этом горько и тяжело становится на душе.
Нет, не будет этого! Бережно и заботливо будем растить мы наше дорогое деревце, и вырастет оно тогда в могучий, крепкий ветвистый дуб и укроет нас всех под своей благодатной кроною.
Славное, счастливое настанет тогда время, утихнут вражда и злоба, возродится поруганная правда и забытая любовь.
И не будет на свете ни слез, ни вражды, ни безкрестных могил, ни рабов, ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды, ни мечей, ни позорных столбов».
Таково содержание статьи. Как видно, юношей Абаев приветствует первые буржуазно-демократические свободы, провозглашенные Учредительным собранием, не скрывает своей радости, что рухнула царствовавшая 300 лет монархия Романовых. Если анализировать статью с высоты нынешнего дня, то найдется к чему придраться, ибо и Чернов, и Керенский не оправдали те надежды, которые на них возлагала начавшаяся революция, в том числе и юный Абаев. Однако давать оценку статье необходимо с учетом бурного периода, когда она писалась, какие большие надежды давали революционным массам вожди буржуазно-демократической революции и кем на деле оказались.
Во время наших многочисленных бесед на тему революции Василий Иванович неоднократно подчеркивал, что был приверженцем идеи буржуазно-демократических свобод, провозглашенных Февральской революцией и неоднократно подчеркивал: «Если бы Россия остановилась на завоеваниях Февральской революции…»
Став студентом Петроградского университета, он от увлечения политикой перешел к любимой науке, которой и посвятил всю свою жизнь, добившись в ней поистине выдающихся успехов.
О своей статье «Берегите свободу» Василий Иванович впервые вспомнил в заключительном слове, посвященном его 80-летию. Он рассказал о двух эпизодах из своей жизни, которые, как отметил, не вошли в его академическую биографию: «После победы Советской власти было очень модно писать и изображать так, будто до Советской власти люди были в ужасной темноте, чуть ли не в состоянии дикости, и вот мол Советская власть все преобразила в лучшую сторону. В эту эпоху я был студентом Ленинградского университета. И вот однажды в комсомольской газете города была опубликована ужасная статья о кавказской действительности. Можно было догадаться, что речь идет о Дагестане, где страшная кровная месть, все точат свои кинжалы, режут друг друга родственники, брат брата, отец сына и всякие подобные ужасы. Я не стерпел подобное и написал критику в адрес автора – «Письмо в редакцию», где подверг соответствующей критике автора, его невежество и абсолютное незнание кавказской действительности, доказывал, что на Кавказе живут народы древней цивилизации, что здесь давно изжиты многие предрассудки, что кровная месть, хотя и существует, но только не между родственниками, а представителями разных фамилий. В заключение я писал, что если на Кавказе и сейчас режут представителей других фамилий, то первым, кого следует зарезать, это автора рецензируемой статьи. В конце указывал, что публикуя подобные так называемые «литературные произведения» молодежная газета чести себе не составляет». Мои поиски этой статьи не могли увенчаться успехом; по-видимому, редакция воздержалась ее публиковать с таким страшным приговором для автора статьи.
С самого начала своего духовного формирования В.И. Абаев критически воспринимал негативное в людях и выше всего в них ценил нравственное, человеческое начало. И на склоне лет, возвращаясь к этому вопросу, писал поучительные слова, которыми хочется завершить вышеизложенное: «Нет более высокого признания, чем быть порядочным человеком! Поднять духовное, нравственное в человеке – вот задача. Каждый из нас носит в себе Божью искру. Это и есть суть, ценность, а не окружающая атрибутика. Вот что важно помнить и понимать. Уверен, во всей вселенной нет более высокого звания, чем звание Человек!»
Людвиг Чибиров, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, профессор
Газета «Северная Осетия»
↑ Наверх