В средствах массовой информации Республики Грузия кочует измышление, будто к моменту образования ЮОАО в Цхинвале проживало всего 4 осетинские семьи. Трудно судить, откуда взялась эта цифра, противоречащая исторической истине.
История Цхинвала со времен его основания теснейшим образом переплетается с историей осетинского народа. По сообщениям «Картлис цховреба» основатель Цхинвала царь Аспагур (III в. н. э.) обратился за военной поддержкой к осетинам, с помощью которых ему удалось защитить город-крепость от вторгшихся в Картли персов (Цотниашвили М. М. История Цхинвали. Цхинвали, 1986, с. 36, на груз. языке; Тогошвили Г. Д. Из истории грузино-осетинских взаимоотношений. Сталинир. 1956, с, 84, на груз. языке). Что же касается осетинского населения Цхинвала, то о нем грузинские источники сообщают, начиная со второй половины XVIII в. когда царь Ираклий II начал выделять осетинским старшинам земли в Цхинвале и его окрестностях за оказанные ему военные услуги. В частности в 1786 г. владения в Цхинвале получил Дохчико Хетагуров за то, что его сын Болатыко был убит в Аспиндзской битве, где он храбро сражался (История Осетии в документах и материалах. Т., Цхинвал, 1962, с. 201).
Согласно официальным статистическим данным (так называемым камеральным описаниям) в начале XIX в. (1804 г.) в Цхинвале проживало уже 16 осетинских семей при 41 грузинских, 116 армянских и 6 еврейских семейств (Цотниашвили М. Ш. История Цхинвали, с. 201). О наличии осетин в г. Цхинвале в XIX в. имеются многочисленные сообщения на страницах грузинской прессы. Газета «Иверия» сообщает об ограблении в Цхинвале осетина, золотых дел мастера. Газета «Дроеба» (1882, N 58) ссылаясь на официальное лицо, сообщала, что Цхинвал населен разными народами: осетинами, грузинами, армянами и евреями. На страницах еще одной газеты «Цнобис пурцели» (1897, N 246) известный грузинский общественный деятель Ал. Алазниспирели пишет, что «местечко Цхинвали является городом евреев и осетин, а грузины и армяне составляют четвертую часть общего населения». По данным на 1917 г. в Цхинвале было уже 80 осетинских домов, при 346 еврейских, 310 грузинских и 160 армянских (Цотниашвили М. Ш. История Цхинвали, с. 205). Не противоречит этим данным и сведения о численности жителей Цхинвала того же времени: из 5033 душ населения Цхинвала: 553 чел. были осетины (9%), 2130 — евреи (40%), 1660 — грузины (30%), 674 — армяне (10,3%), С приведенными данными существенно не расходится далеко не полный поименный список глав осетинских семейств {с указанием профессии и улицы, на которой проживали), проживавших в Цхинвале перед революцией и составленный старожилом Г. Н. Джиоевым; в нем значатся 101 фамилия, т. е. семейство.
Таким образом, приведенные выше сведения об осетинском населении Цхинвала рисуют совершенно иную картину и никак не согласуются с цифрой в 4 семейства, как бы это очень не хотелось нашим оппонентам. А впрочем, может они и правы, если они берут данные 1920 г., когда меньшевистское правительство огнем и мечом прошло по всей Южной Осетии, изгнав ее население (в том числе и из Цхинвала) на Северный Кавказ.
Говоря о значении Цхинвала в жизни осетинского народа И. Алхазишвили в своих заметках об Южной Осетии писал: «в настоящее время его можно считать столицей Осетии» (газ. «Дроеба», 1876, N126). С И. Алхазишвили солидаризуется и Ф. Натишвили: «…Цхинвали с давних пор считается торговым пунктом Цхинвальского участка и Южной Осетии (Периодическая печать об Осетии и осетинах. I, Цхинвали, 1981,. с. 101).
Занимая выгодное торговое положение, местечко Цхинвал стало как бы «деловым двором», посредником в торговле горной Осетии с Гори и Тифлисом. Как сообщала газета Тифлисский листок» (N57 от 3 ноября 1901 г.) ежегодно через Цхинвал провозилось более 6 тыс. пудов сыра и около 10 тыс. пудов шерсти из осетинских селений, которые сплошным кольцом окружали местечко Цхинвал. По данным 1900 г. из всего населения Цхинвальского участка (54390 чел.) 34478 составляли осетины, 17068 грузины, 2061 евреи, 753 армяне и 38 русские (ЦГИА, фонд 48, д. 2302, N91). Относительная малочисленность осетинского населения в самом Цхинвале объясняется исключительно характером их хозяйственной деятельности, превалированием скотоводства и земледелия над занятием ремеслом и торговлей.
Постепенное вовлечение осетин в товарно-денежные отношения имело своим следствием то, что в Цхинвале формируется осетинская торговая буржуазия. Селившиеся в Цхинвале представители фамилии Абаевых, Хетагуровых, Джигкаевых, Слановых, Цховребовых, Тедеевых, Ханикаевых, Кочиевых, Келехсаевых, Тибиловых, Кулумбеговых, Чибировых, Дзассоховых, Джиоевых, Гаглоевых, Санакоевых, Гассиевых, Кокоевых, Галавановых, Кумаритовых и др. образуют кварталы, создают самостоятельные кладбища, приобретают земельный участок для строительства осетинской церкви.
Таким образом, из приведенных выше далеко не полных данных, видно, что выбор Цхинвала в качестве центра Юго-Осетинской автономной области нельзя считать выдумкой большевиков и случайностью. Необоснованно ссылаться на относительную малочисленность в Цхинвале осетинского населения в качестве аргумента против избрания его центром автономии. Как показано выше, такой подход не учитывает ни экономических, ни демографических, ни политических факторов. И, наконец, количественные показатели не всегда являются достаточным критерием для верного понимания претензий того или иного народа на определенный населенный пункт. В дореволюционный период грузинское население Тбилиси (19%) по численности значительно уступало как армянскому (42%), так и русскому (28%), тем не менее Тбилиси всегда был и остается столицей Грузии.
Да и в истории Цхинвала также были времена (ХIХ — ХХ вв.), когда среди жителей превалировали по численности не грузины, а евреи и армяне.
«Из истории южных осетин»
↑ Наверх