Дауджытæ — один из основных религиозных праздников. Это празднество известно как в горной полосе, так и в равнинных селах Осетии.
Дауæг, дауджытæ (дух, покровитель) — в религиозном воззрении осетин общее наименование всякого рода небесных сил. Под Дауджытæ обычно подразумевается не какое-то определенное божество, а весь сонм покровителей природного мира. В числе других древних святых они постоянно упоминаются в осетинской мифологии, нартовских сказаниях и молитвах как небесные духи.
Праздник в честь Дауджытæ обычно приходится на субботу или воскресенье. Но бывают и исключения. Например, в селении Ерцо Кударского ущелья празднество справляется во вторник.
Принять участие в религиозном празднике — это прекрасная возможность поручить себя и свою семью небесным силам, встретиться с близкими и дальними родственниками, пообщаться за пиршественным столом с друзьями. А для многих еще и повод посетить родовые селения и места.
Селение Брытат расположено в исторической области Южной Осетии под названием Урс-Туалта. Географически это горное ущелье находится на северо-востоке страны. В настоящее время здесь уже нет постоянных жителей, только одна семья на летний период открывает двери своего дома. Но в день празднования Дауджытæ, которое пришлось на прошедшие выходные, здесь было многолюдно, слышался смех взрослых, по сельским тропинкам бегала детвора.
Хотя празднование является общим для всего селения, его отмечают два дня. В первый день это делает фамилия Слановых, на второй день — выходцы из ущелья по фамилии Букуловы. Впрочем, представители и той и другой фамилий поочередно принимают участие в обоих застольях.
Важной частью праздника является посещение самого святилища, посвященного Дауджытæ. А это сделать не каждому под силу. Оно расположено на значительной высоте в лесной чаще и называется «Чъырыны дзуар». Этимология этого названия разнится. Одни исследователи считают, что наименование «Чъырыны дзуар» от слова чъырын «развалины каменного дома или жилой башни». Действительно, святилище представляет собой остатки строения, с каменной кладкой на извести. Возможно, что последний факт дал основание другим исследователям переводить название как «известковое строение» от слова чъыр (известь). Святилище с таким же названием встречается и в соседнем селении Згубир.
К святому месту поднимаются пешком, неся с собой подношения: пироги, ритуальный шашлык, пиво и араку. Раньше паломники шли к святому месту пешком, были ограничения и по половозрастному признаку. Сегодня демократизация затронула не только светскую жизнь, но и многие религиозные традиции.
К возвращению паломников в селении уже накрыт стол, во главе стола сидит старший по возрасту гость или хозяин дома. Далее гости рассаживаются по старшинству. Начинается череда тостов, при этом тамада-куваг предлагал каждому из гостей импровизировать. После каждого тоста раздавалось громогласное «Оммен!», эхо разносилось по всему ущелью и, отражаясь от близких горных склонов, удваивалось.
Помимо тостов, обязательными на таком застолье являются рассказы о чудесах, которые связаны с этим святилищем: выздоровление от болезней, обретение речи, удача в делах и т.п. При этом указывались фамилии и имена людей, познавших благодатную силу святого места.
Впрочем, подобно чуду были сами национальные блюда, украшавшие застолье. И прежде всего пироги. Именно в такой день и удается понять настоящий вкус осетинских пирогов, от которого мы отвыкли благодаря многочисленным городским готовым кухням.
Через некоторое время наступило время молодецких забав. В этот день по традиции молодежь пошла на соседний двор, где на небольшой площадке находился большой гладкий камень округлой формы. Молодые люди стали по очереди поднимать его. Наибольшим достижением считается, если вы не только поднимете камень, но и перебросите его через себя. При этом мало иметь физическую силу, надо еще обладать и техникой (вес камня близок к ста килограммам), чтобы поднять его хотя бы до уровня плеч.
Такое вот застолье «нон-стоп». И это традиция, ведь празднества обычно продолжались целую неделю. Впрочем, праздник всегда заканчивается. Под вечер большая часть гостей разъехалась по домам.
Поднявшись на пригорок, возвышающийся над ущельем, мы еще раз оглянулись назад в сторону гостеприимного селения. Только два слабых огонька мерцали в ночи, навевая щемящую грусть по поводу того, что наши горные ущелья пустеют. Но может быть, святое место сделает так, чтобы изменились времена и обстоятельства, и ущелье снова наполнилось людьми и делами.
Роберт Кулумбегов, газета «Южная Осетия»
↑ Наверх