Лидер талышей России, эксперт-международник, член совета при Президенте России по национальным вопросам Исмаил Шабанов в эксклюзивном интервью МИА «Южная Осетия сегодня» рассказал о том, что талыши и осетины – два близких по духу и крови ираноязычных народа – живут в стратегически важных регионах Кавказа и поэтому находятся в поле зрения крупных региональных игроков, а также о том, что август является сакральным месяцем у древнеиранских народов.

— Талыши, как и южные осетины, обречены идти в фарватере большой геополитики. Это требует больших сил, что способствует возрождению национального самосознания талышского народа в динамично меняющихся условиях современности?

— Да это так, талыши и осетины должны идти в фарватере большой геополитики. Такова судьба наших народов. Этому способствует и география проживания наших народов. И талыши, и осетины живут в стратегически важных регионах Кавказа и поэтому находятся в поле зрения крупных региональных игроков.

Как осетины, так и талыши должны были исчезнуть с карты региона. Мы хорошо знаем, как правительство Грузии еще с советских времен проводило грузинизацию Южной Осетии. Осетинам навязывался грузинский язык и письменность, осетин не допускали до высоких государственных должностей. Насколько я знаю, в Юго-Осетинской автономной области осетинский язык был даже исключен из административно-государственных. Власти Грузии в 1944 году также запретили преподавание на осетинском языке.

Можно продолжить список подобных нарушений. При этом хочу отметить, что та автономия, которую осетины все же приобрели в составе Грузии, в перспективе многое решила. Поэтому Грузия всегда пыталась грузинизировать Южную Осетию, а потом и ликвидировать автономию. Ведь как Грузия отнеслась к тому, что Совет народных депутатов ЮОАО провозгласил в 1989 году осетинский язык одним из государственных на территории автономии и преобразовал автономную область в автономную республику? Президиум Верховного Совета Грузинской ССР аннулировал эти решения. Если бы грузины тогда отнеслись бы справедливо к требованиям осетин, то не было бы этих войн и жертв, и в итоге Грузия не лишилась бы территорий. Все давления на осетин способствовали тому, что осетины начали борьбу, это еще больше пробудило народ. Любое давление на народ способствует его пробуждению.

Такое же давление испытывают на себе и талыши. Наше положение на сегодня еще хуже, чем в те времена у осетин. Но мы не падаем духом, а наоборот. За последнее время наблюдается всплеск национального самосознания талышей. Мы прекрасно понимаем, что судьба наших народов будет решаться в результате геополитического противостояния региональных держав. И тут самое главное, верно держаться союзника и не допускать предательств. Осетины сделали правильный выбор, выбор талышей, можно сказать, идентичен.

— 8 августа Южная Осетия отметит 10-летие трагических событий, приведших к признанию Независимости Республики Россией, символично то, что 7 августа у талышей особый день – 25 лет со дня провозглашения Народным Меджлисом Талыш-Муганской Автономной Республики в составе Азербайджана. Можно ли провести параллель между этими историями? Что общего у осетин и талышей в борьбе за национальную самоидентификацию?

— 10 лет тому назад 8-го августа я был в Тегеране, когда мне позвонили из иранского телевидения и сообщили о том, что началась война в Южной Осетии. Тогда президент Грузии Михаил Саакашвили решил силой оружия ликвидировать осетинскую государственность. Журналист из телевидения попросил меня приехать к ним в студию и рассказать правду иранскому народу. Я с удовольствием согласился, поехал и рассказал по телевидению правду. Рассказал о том, что осетины являются родственным для нас народом и во что бы ни стало, нужно их поддержать.

Талыши и осетины два близких по духу и крови народа. Так же, как и осетины, талыши, являясь частью индоевропейской, иранской цивилизации, граничат с теми силами, которые мягко говоря, игнорируют наше существование как народа. Насчет 7-го и 8-го августа, думаю, это, наверное, наша судьба. Знатоки говорят о том, что август является сакральным месяцем у древнеиранских народов. Может быть, поэтому у нас происходят судьбоносные события именно в августе месяце.

7 августа 1993 года парламент Талыша, Народный Маджлис, провозгласил автономную республику в составе Азербайджана. Этим самым мы показали, что не собираемся отделяться от Азербайджана. Мы создали республику, основываясь на двух принципах международного права: права на самоопределение народов и территориальная целостность государства. Это было идеальным решением талышского вопроса для того времени. К тому же талыши в то время организованно, отдельными соединениями участвовали в боевых действиях в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана. Ни о каком сепаратизме и речи не могло быть. Но это все же талышские лидеры и военные были обвинены в сепаратизме и на них начались гонения. Мы расцениваем эти шаги как предательство со стороны властей Азербайджана в отношении талышей.

Кроме того, талышам в какой-то мере не повезло с геополитической ситуацией в регионе. Мы фактически остались одни. Но и это событие сильно повлияло на национальное самосознание талышей. Именно этого не могут простить власти Азербайджана талышским лидерам. В умах талышей проснулось осознание того, что и у них может быть государство. Я считаю, что в дальнейшем талыши с осетинами в какой-то форме должны объединиться и сосредоточить свои силы. Мы возлагаем большую надежду на осетинский народ, особенно на Республику Южная Осетия.

— Талыши во второй раз (после Муганской Советской республики 1919 года) в прошлом столетии заявили всему миру о своем намерении любой ценой восстановить свою национальную государственность, ликвидированную в результате двух русско-иранских войн первой половины XIX века. Есть ли стратегия у талышской элиты в достижении этой исторической цели или приходится действовать по обстоятельствам?

— Для талышского народа вопрос государственности является вопросом жизни и смерти. Как показали все эти годы государственной независимости Азербайджана, если талышский народ в какой-либо форме не самоопределится, то это приведет к полному уничтожению и исчезновению талышского народа на Южном Кавказе. Поэтому для нас в целом, для талышской элиты, талышская государственность является основной целью и спасением от полного уничтожения. В этом направлении мы очень серьезно рассчитываем на поддержку наших больших региональных союзников.

Думаю, что и в России, и в Иране понимают, что с исчезновением талышского народа на Южном Кавказе нарушится баланс в регионе и место талышей займут другие некоренные народы этих земель. А это спровоцирует в будущем большой конфликт в регионе. Возьмем, к примеру, туркмен в Сирии. Наверное, наши читатели помнят, как Турция под предлогом защиты туркменских племен активно вторглась на территорию Сирии.

Кстати отмечу, что именно Россия и являлась гарантом государственности и суверенности Талышского ханства. Талышское ханство было ликвидировано не во время русско-иранских войн, а задолго после этих войн, в 1841 году. Тогда были планы оставить Талышское государство как буферное между Ираном и Россией. Но политические процессы в регионе продиктовали иное решение. Именно на этих территориях спустя 77 лет, в 1918 году была провозглашена Муганская Республика, которая через год в 1919 году стала Муганской Советской Республикой. Отмечу и то, что тогда было принято решение войти в состав РСФСР. Эта республика была ликвидирована при помощи войск Османской Империи. Часть местного населения, в том числе и русские, подверглась гонениям и истреблению.

Считаю исторической ошибкой то, что Муганская Советская Республика не была восстановлена хотя бы как автономия в составе Азербайджанской ССР. В то время, как почти всем народам Кавказа были созданы республики и автономии, у талышей забрали даже национально-культурную автономию. К этому, в первую очередь, приложило руки тогдашнее правительство Азербайджанской ССР.

На сегодня талыши верно идут к своей цели. Это наше право. Хватит уже лицемерия и лжи, мы натерпелись. У нас есть своя стратегия, мы знаем кто наши союзники и враги. Вместе с тем мы не пропагандируем ненависти к простому азербайджанскому народу и не желаем допустить какого-либо кровопролития.

— Каковы результаты внутренней национальной политики Азербайджана в отношении талышей? Какие державы могут решить вопрос национального выживания талышей? И как этому препятствуют Баку и Анкара?

— В Азербайджане положение талышей в Советское время было в разы хуже положения осетин в Грузии. Я уже сказал о некоторых фактах. У нас не было не только автономной области, но даже национально-культурная автономия талышей была ликвидирована в 1937 году. На талышскую интеллигенцию начались гонения. Последовали высылки в Казахстан.

Впоследствии талышей, с представления азербайджанских властей, вообще вычеркнули из списка народов СССР. По сути, османский проект касательно Азербайджана был продолжен властями Советского Азербайджана, а сейчас этот проект можно назвать в какой-то степени неоосманским, даже скорее пантюркистским.

Кто-то может сказать, что во всем виноваты нынешние власти Азербайджана. Но они лукавят, эта политика в отношении талышей длится уже 100 лет. Сначала они в 1919 году ликвидировали Муганскую Советскую Республику, которую создавали совместно русские и талыши. В 1937 году они ликвидировали в Талыше образование на талышском языке. Небольшое потепление пошло уже после 50-х годов, но все оставалось на уровне выпуска одной-двух газет. Затем начали занижать число талышей в статистике и в дальнейшем их вообще стерли из списков. Талышей записывали в азербайджанцы, что и сейчас происходит.

Сейчас в Азербайджане государственная статистика показывает число талышей в 112 тысяч. Что в пятнадцать раз меньше реального числа. Менялись и искажались талышские топонимы, они тюркизировались. Эта политика продолжается и сейчас. Талышская культура также названа азербайджанской, талышская кухня также представляется как азербайджанская. А все азербайджанское в конечном итоге в мире выставляется как тюркское. На сегодня «азербайджанизм», «азербайджанство» есть ни что иное, как замаскированный пантюркизм. Искажению подвергается также история Талыша. В учебниках по истории Азербайджана про Талышское ханство вы сможете прочитать всего пару строчек, и то там оно проходит как Ленкоранское ханство. Хотя ханства с таким названием никогда не было, было Талышское ханство. И оно просуществовало дольше всех, как я уже сказал, вплоть до 1841 года. К тому времени других ханств на этой территории уже не существовало. Даже общепринятое географическое название Талышской низменности они преобразовали в Ленкоранскую низменность. Талышский регион они называют Южным регионом, хотя это не юг, а юго-восток страны.

Талышам отказали в телевидении. В столице Талыша Ленкорани вещает телеканал «Джануб», то есть «Юг», и там не на талышском языке ничего не показывают. На наши талышские территории переселяли беженцев, для того чтобы изменить этническую картину региона. Беспардонно меняют древние названия талышских сел на тюркские, хотя там живут только талыши и население говорит на талышском.

Талышский язык при этом сохранился не благодаря политике властей, а вопреки этой политике. По сей день в ВУЗах Азербайджана нет факультета талышского языка и литературы, чтобы там готовились преподаватели. Возникает вопрос. А кто преподает талышский язык по старым, истрепанным учебникам? Квалифицированных преподавателей нет, и не создаются возможности их готовить. Мы знаем случаи, когда предмет талышского языка заменялся уроком физкультуры, а если и кто-то берется преподавать талышский язык, то это далеко не специалист. Таким образом, для вида сохраняются старые учебники, а на самом деле для развития языка нет никаких условий. А талышский язык очень богатый, словарный запас талышского языка очень большой.

Как связана с этим Анкара? Так калька взята в Турции. Вы прочтите Конституцию Турции, это самое настоящее проявление национализма. Игнорируется вообще существование других народов. Все граждане Турции объявлены турками. Такая же политика идет в Азербайджане. Ираноязычные народы в этой стране угроза для их пантюркистского проекта, запущенного из Анкары. Можно сказать, что местные таты (кавказские парси) почти раздавлены этой политикой. Поэтому наш вопрос стоит остро. Все эти преступления азербайджанских властей естественно встречают сопротивление талышей. Сопротивление растет и будет расти. К сожалению, в Азербайджане пока действенное сопротивление оказывают только талыши.

Я очень рад за братский осетинский народ, рад, что осетины вообще обрели свою государственность. Вы спасли себя. И в этом роль России велика. Теперь очередь за нами. Еще раз повторюсь, мы боремся за выживание, а Баку совместно с Анкарой рассматривают нас как большую опасность новому пантюркистскому проекту, направленному как против Ирана, так и против России. Когда мы говорим о том, что мы идем в фарватере большой геополитики, простой обыватель должен понимать, что наши народы находятся и борются на передовой линии фронта в борьбе против пантюркизма, неоосманизма и также против ваххабизма. Мы являемся одновременно и союзниками таких стран, как Россия и Иран в борьбе против ваххабизма и пантюркизма. И возлагаем на эти страны большие надежды.

Беседу вела Элина Марзоева

Наверх