Прозвища издревле считаются неофициальным именем человека, бытуют они фактически у всех народов, а потому в этом нет абсолютно ничего зазорного. Этот своеобразный ярлык, данный человеку окружающими, несет в себе некий информационный пароль, по которому его можно выделить из толпы. Причем прозвища зачастую настолько «вторгаются» в личную жизнь человека, что порой сложно бывает вспомнить истинное имя носителя.
Цхинвал в плане прозвищ город неординарный. Здесь можно было в разные годы встретить Гитлера, Ленина, Пушкина, Дантеса, Бетховена, Юденича, Пеле, Фашиста, Мичмана, Циклопа, Кащея, Зевса, Шрека… Наш стольный град во все времена изобиловал множеством звучных и «говорящих» прозвищ. И это не только производные от фамилий. Наделяют прозвищами и по ярко выраженным частям тела. Хъурша, Фындж, Гоппи, Хызын, Былджын, Челе – яркие прозвища, характерные для юго-осетинского социума. Отдельная категория – лидеры национально-освободительной борьбы и полевых командиров: Парпат, Дзиба, Парчи, Зыв-зыв, Коммунист, Колорадо, Бутуз, Саксаф, Згæ, Бути… Более того, известен случай когда прозвище со временем стало законным именем – мало кто помнит, что один из представителей самообороны Бала Бестауты когда-то был преподавателем в школе и звали его Валерий Иванович. Но прозвище с годами настолько укоренилось, что при смене паспорта Валера стал Бала. Следует признать, что прозвище, со временем ставшее для колоритного Бала узаконенным именем, подходит ему гораздо больше. Что было зафиксировано впоследствии и документально.
«Заполучить» прозвище можно в разные периоды своей жизни, иногда оно переходит даже по наследству. Нельзя сказать, что кто-то сильно сокрушался от своего прозвища, ведь само происхождение клички, как правило, носит открытый и доброжелательный характер Может поэтому многие наличие прозвища даже считают своего рода признаком популярности. J
Недавно в свет вышла необычная по своему роду брошюра кандидата исторических наук Константина Пухаева под названием «От «Агента» до «Японца», в которой представлен перечень прозвищ ряда жителей Южной Осетии. Мы попросили Константина Петровича рассказать о возникновении у него идеи «коллекционирования» прозвищ.
– Как-то давно, уже и не вспомнить когда, в беседе с моим давним другом, известным журналистом Батрадзом Харебовым мы коснулись темы кличек и прозвищ цхинвальцев. Как выяснилось, эта тема также давно интересовала моего собеседника, более того, у Батрадза уже был даже собран определенный материал. Но после этой беседы я и сам заинтересовался данной в какой-то мере нестандартной темой, завел тетрадь и в виде ненавязчивого хобби, что называется для себя, стал собирать клички и прозвища наших цхинвальцев. В итоге, со временем у меня их собралось более тысячи и получилось некое подобие фольклорно-этнографического справочника J. Затем настали сложные времена для Южной Осетии, и мне стало, мягко говоря, не до коллекционирования прозвищ. Но недавно о моем бывшем увлечении узнала небезызвестная всем фотограф-любитель Нелли Габараева и, пролистав собранный материал, заметила, что со страниц повеяло непередаваемой ностальгией по старым добрым «сталинирским» временам… Словом, вскоре мое подзабытое незатейливое хобби стало достоянием гласности, после чего с просьбами издать отдельной брошюрой эту «коллекцию имен» стали обращаться многие знакомые… Вот так постепенно я пришел к мысли, что издать свое «собрание» все-таки надо. Так и появилась эта небольшая книжка с прозвищами цхинвальцев, расходы на которую, узнав о идее ее издания, взял на себя Президент нашей страны Анатолий Бибилов.
– Есть ли в Вашем издании какая-то систематизация прозвищ?
– Конечно, данное издание сложно назвать серьезной работой, скорее это попытка сохранить, просто заархивировать прозвища некоторых жителей Южной Осетии, которые еще сохранились в памяти народа и свидетелями чего являются многие наши сограждане. В брошюре, как и в любой работе, имеется некая градация прозвищ по различным параметрам и характеристикам. При составлении данного перечня зачастую мы исходили как из личного знакомства с их носителями, так и опирались на сведения, предоставленные друзьями, знакомыми. Но, повторю, каких-то специальных выводов, коими наделяются научные труды, мы не делали. Кроме того, данная работа не претендует и на исчерпывающую полноту охвата всего материала, так как эта тема постоянно растет и пополняется все новыми прозвищами. Но сразу оговорю один момент – часто производная прозвища это усеченная форма фамилии и имени, например (Джигка, Пуха, Теде, Гæбæр, Хас, Къумси, Абе, Вале, Венчо и т.д.), но их в данной работе мы не приводим.
Очень многие в данной брошюре найдут себя, своих родственников, друзей, многих носителей прозвищ уже нет в живых. При этом часто со смертью человека «умирает» и его кличка, например, Сим-Сим, Гемон, Пыцыкк, Старикъ и т.д. Правда, в нашем городе даже сейчас не надо конкретизировать, где находится Сим-Симы магазин.
Кроме того, есть прозвища, которые несут в семье поколениями, то есть, начиная от дедушки, затем все члены семьи мужского пола несут одно прозвище. Это и Джорцхены, Сусти, Сæныкк и т.д.
Вообще, надо отметить такую особенность прозвищ, как «демократичность», так как они даются всем, независимо от положения человека в обществе, его статуса. Это может быть и руководитель государства, и выдающийся ученый-академик, и знаменитый артист. Может потому, что даются прозвища не со зла.
Понятное дело, что при наречении цхинвальцев не особо соблюдается «гендерный принцип», поскольку чаще всего прозвища присваивались мужчинам. Тем не менее, в брошюре приводятся и женские клички (Ахчик, Бебе, Быбышки и т.д.). Более того, есть прозвища, когда мужчинам присваиваются в качестве прозвищ женские имена (Ануси, Ляля, Матрона, Текле и т.д.).
В предлагаемой брошюре клички приводятся в осетинском написании, поскольку русское написание не всегда передает точного звучания прозвища. К примеру, Чалу и Чъæлу. Русское звучание одинаковое, между тем, это разные люди. То же самое можно сказать и о Тото и Тъотъо, Лопо и Лопъо.
– Собираетесь ли Вы продолжать начатый труд, ведь, как Вы сказали, данная тема очень обширна и постоянно пополняется?
– Нет, дальше работать по этой теме я не буду. Как уже говорил, это было старое хобби, которое с течением времени уже и подзабылось, на первый план вышли куда более важные вопросы. И только «атака» знакомых с просьбой все-таки издать наработанный материал, вернула меня к данному «собранию».
Но если кто-то вдруг «заразится» данной темой и всерьез возьмется, на научной основе, за работу в данном направлении, я буду только рад, если результаты моего необычного труда помогут ему в будущей работе. J
Рена Козаты
↑ Наверх